Действительно, работу Алексея Навального по выведению на суд общественности тайных махинаций современной российской олигархии нельзя не признать успешной. Критерий успешности в данном случае не в том, что Навальному удалось в чем-то помешать коррупционерам, — в условиях тотальной управляемости следственных органов и судебной системы глупо было бы на это рассчитывать. Успех заключается в том, что политик, с опорой на документы, на беспощадные факты, сдергивает благостную пелену с глаз общества, сталкивает общество с суровой, нелицеприятной действительностью. Работа Навального принесла коррумпированной бюрократии больше вреда, чем все уличные акции оппозиции вместе взятые.
Естественно, всякая успешная общественно-политическая деятельность в России неизбежно вызовет отторжение желчных неудачников, которые будут искать в происходящем «руку ЦРУ» или «коммерческий заказ». И также естественно подобная деятельность, если она не инспирирована в кабинетах администрации президента, вызовет встречную атаку силовых ведомств, надзирающих за «спокойствием умов».
Сам Алексей Навальный пишет в своем блоге: «Для того чтобы из полной выдумки слепить всамделишнюю уголовку, понадобилось поднять ее на самый высокий уровень — СК РФ. На уровне Кирова вынесли отказ в возбуждении дела, на уровне ПФО тоже. Всего «отказных» в деле, как я понимаю, уже штук пять. Самое крутое, что все мои заявления о миллиардных хищениях идут вниз: Генпрокуратура — Прокуратура Москвы — Прокуратура ЦАО — Подзаборная прокуратура. Сфабрикованное дело против меня неуклонно двигалось вверх: СК Кировской области — СК ЦФО — СК РФ. Очень мне любопытно, есть еще в производстве СК РФ и следователей по особо важным делам еще одно дело масштаба «о причинении ущерба на 1,3 миллиона рублей без признаков хищения». Сомневаюсь».
Комментирует Станислав Яковлев, политик
Прежде всего, я убежден, что Алексей Навальный никакого отношения к каким-либо махинациям вокруг ГУП «Кировлес» не причастен. Тем не менее нашим правоохранительным органам не составит труда скомпоновать заказное уголовное дело против него — практика тут наработана богатая.
Для чего это дело возбуждается? Штука в том, что власть всегда дает своим врагам — или тем, кого она считает врагами, — шанс «одуматься», посылает предостерегающий сигнал. Вот было «дело ЮКОСа», «дело Ходорковского». Как мы помним, Михаила Борисовича не сразу ведь «закрыли» — сначала были аресты Пичугина, Лебедева. Ходорковскому посылали угрожающие сигналы, давали понять, что пора уйти с пути, покинуть страну. Но Ходорковский решил, что нехорошо отступать, уезжать, когда твои друзья и коллеги сидят в тюрьме. Тогда власть сказала: «Раз ты слов и сигналов не понимаешь, то вот тебе одно уголовное дело, вот тебе второе».
И сейчас Навального тоже «берут на слабо» — мол, ехал бы ты, милый человек, отсюда подобру-поздорову. Просто властям очень нужно, чтобы Навальный заткнулся наконец, куда-нибудь исчез. Остается выяснить, как на этот наезд-предупреждение будет реагировать Навальный. Это мы скоро узнаем.
Алексей Навальный реально опасен и неприятен для властей. Для всех же честных людей его деятельность, безусловно, глубоко позитивна. Навальный показал всем нам много новых, интересных возможностей ведения борьбы.
Кто-то говорит о том, что Навальный может быть «системным игроком». Что ж, если бы все «системные игроки» были такими, как он, мы жили бы в другой стране. Но я не считаю, что «Навального кто-то ведет», «кто-то прикрывает», у меня нет данных в пользу таких утверждений.
Дела, которые раскрутил Навальный, — дела громкие. Он сумел распространить свое влияние за пределы френдлент «ЖЖ», его голос слышен в стране, его цитируют СМИ. А власть очень резко, болезненно реагирует на ситуации, при которых ей приходится оскандаливаться в прессе. Навальный очень успешен.
И вот тут начинается самое интересное — успешность Навального раздражает не только власть, но и некоторую часть нашей оппозиции. На фоне оппозиционной тусовки Навальный выглядит красавцем, у него масса сторонников, благодаря ему в народ пошли новые лозунги. Об успешности, эффективности Навального оппозиции приходится только мечтать. Эта успешность вызывает зависть.
Кроме того, не нужно забывать, что помимо Навального как борца с коррупцией существует еще такой общественно-политический феномен, как национал-демократ Навальный. Когда к эффективной, красивой, мощной, с яркими лозунгами антикоррупционной борьбе прибавляется идеология национал-демократии, это делает Навального большим врагом для самых разных слоев нашего политического истеблишмента.
Вот я открываю «Новую газету», вижу там статью «Новые «Русские», где читаю: «Все глубже пускает корни идея о том, что во имя праведной борьбы с коррумпированными силовиками, жуликами и ворами должно произойти некое примирение славянофилов и западников, националистов и демократов… Самым явным результатом «коалиции славянофилов и западников», если таковая, не дай бог, появится, будет то, что «антиэкстремисты» смогут закрыть всех и сразу».
Кстати, это ложный тезис, если не будет единого фронта здоровых сил, закроют всех и поодиночке.
Я думаю, что многие из тех, кто сейчас кричит «Навальный — герой!», «Леша, мы с тобой!», на самом деле лелеют мысль, чтобы Навальный куда-нибудь провалился.
Союз демократов и националистов, о необходимости которого говорит Алексей Навальный, неприемлем и для некоторых националистов, и для некоторых демократов. Или приемлем в форме, максимально унизительной для обеих сторон. У этой идеи очень много врагов. А Навальный этот тренд переламывает, борется с ним. И оппозиции доставляет этим не меньше проблем, чем власти — борьбой с коррупцией.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Комментарии