Выступления в ходе сегодняшнего заседания в питерском Заксе были непривычно эмоциональными и яркими. Атаку на Сергея Миронова фракции «Единой России», КПРФ и ЛДПР вели с разных сторон. Единороссы обвиняли спикера Совета Федерации в «политическом раздвоении» и — ни много ни мало — в предательстве. «Вы предали Путина, человека, который взял за руку никому неизвестного депутата и привел его на третий по значимости пост в стране», — было заявлено с трибуны одним из представителей ЕР.
Коммунисты мстительно напомнили, что партия Миронова, «используя популистскую, псевдосоциалистическую риторику», пыталась в рамках кремлевских политтехнологических сценариев оторвать голоса у КПРФ, но, по мнению красных, безуспешно, после чего власть «приняла решение закрыть бесперспективный проект «Справедливая Россия».
Представитель ЛДПР также выразил уверенность в том, что «партия «Справедливая Россия» — проект Кремля», напомнил давний тезис о двух партийных ногах, на которых стоит власть, и позлорадствовал на тему того, что одна из этих ног оказалась хромой.
Затем на трибуну поднялся сам Сергей Миронов. «Правду говорить легко и приятно, — начал свое выступление спикер СФ. — Я не буду говорить об отсутствии каких-либо оснований для моего отзыва. Я буду говорить о политической свободе... Сегодня здесь, в, казалось бы, самом демократическом городе России, вы начинаете охоту на ведьм».
В целом выступление Миронова по степени эмоционального накала и обличительной риторике не уступало речи какого-нибудь несистемного оппозиционера на «Дне гнева». «Вновь поднимает голову агрессивно-послушное большинство», — утверждал сенатор. «Вам не нравится, что я говорю о Матвиенко, о Тюльпанове, о «Единой России», — обращался Миронов к единороссам, — вы хотите бурных и продолжительных аплодисментов».
По мнению Миронова, если единороссам дать волю, они «вернут 6-ю статью Конституции о «руководящей и направляющей роли». «Социальные лифты оборваны, процветает кумовство, — витийствовал спикер. — «Единая Россия» ведет страну к политическому тупику», а коммунисты и либерал-демократы находятся у нее «на подтанцовке».
Серей Миронов уверен, что «скоро в стране наступят перемены», потому что «этих перемен хотят люди». В своем выступлении чиновник №3 выразил сомнение в том, что в России исчерпан лимит на революции, и даже предположил, что сегодняшнее голосование по его отставке может стать катализатором неких неконтролируемых процессов. «Часы российского охранительного консерватизма отобьют свое!» — воскликнул сенатор.
Впрочем, глава Совета Федерации заявил, что результаты самого голосования его не волнуют, а волнует его лишь судьба России.
«Если вы думаете, что сегодняшним голосованием поставите точку в политической судьбе «Справедливой России», то вы глубоко заблуждаетесь», — предрек Сергей Миронов. Он пообещал триумфально вернуться в стены питерского Законодательного собрания после следующих выборов и поздравить в этом зале нового спикера Закса, который, по мнению Миронова, будет членом его партии.
Завершив свое выступление, спикер Совета Федерации покинул зал заседаний, не став отвечать на вопросы депутатов.
После перерыва депутаты приступили к голосованию, итог которого не стал неожиданностью: полномочия Сергея Миронова в Совете Федерации были досрочно прекращены. За отзыв Миронова проголосовали 43 депутата, против — всего пять.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Ни у Медведева, ни у Путина не было объективных претензий к Сергею Миронову как к главе верхней палаты парламента. За почти десять лет пребывания на этом посту он отстроил работу Совета Федерации в режиме «упал-отжался». СФ выполняет любую кремлевскую волю. И для сохранения управляемости Совфедом лучше было бы оставить Миронова на нынешнем посту. Но этого не произошло.
Причина атаки на теперь уже бывшего спикера Совета Федерации заключается в ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге. Если бы Миронов остался на своем посту, существовала бы большая вероятность того, что в Северной столице «Справедливая Россия» на предстоящих выборах в законодательное собрание региона займет первое место и тем самым получит формальный шанс выдвигать кандидатов в губернаторы. Ныне действующий губернатор Валентина Матвиенко и местные единороссы, замыкающиеся на губернатора, позволить себе такого унижения не могли. Поэтому они и организовали атаку на Миронова.
Первая часть этой атаки закончилась тем, что спикер СФ снял с себя полномочия председателя «Справедливой России» с сохранением должности в верхней палате парламента. Но после событий 1 мая в Петербурге, когда Миронов показал, что он, несмотря на формальный уход с поста главы эсеров, остается активным агитатором за партию, единороссы, воспринявшие такую деятельность как нарушение ранее заключенного «пакта», решили продолжить атаку.
Отзыва спикера Совфеда они очень хотели. Хотели отомстить Миронову за те проблемы, которые он им создавал на протяжении многих лет. Позицию «Единой России» поддерживал Владислав Сурков, который тоже давно желал поквитаться с Мироновым. У Суркова с главой Совета Федерации давно уже натянутые отношения.
От отставки Сергея Миронова власть в целом понесет большой ущерб. Менять третье лицо в государстве за полгода до важнейших выборов — значит вносить в политическую систему турбулентность, которая руководству страны сегодня объективно не нужна. Кроме того, это станет сигналом для всех, кто сегодня еще раздумывает, можно ли быть лояльным существующему строю, но при этом не принадлежать к партии «жуликов и воров». Отзыв Миронова означает, что это невозможно.
В сегодняшние перестроечные времена, как это часто бывает в перестроечные времена, власть допускает действия — или не препятствует им, — которые по своим объективным последствиям дестабилизируют властную машину. Осознание этого факта приходит позже.
Но уход Миронова хорош для оппозиции в целом. Это сигнал к радикализации сегодняшних полулоялистов.
В самой «Справедливой России» после отставки существенно возрастет влияние бывших представителей партии «Родина», что открывает возможности для прихода в СР Дмитрия Рогозина в качестве лидера ее предвыборного списка.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии