На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

2 ноября 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

«РОТ фронт», «Другая Россия» и «Родина: здравый смысл» решили заняться национальным спасением

Комментирует Вадим Прохоров,

адвокат, специалист по выборам, политическим партиям и гражданскому процессу

Чужие на выборном празднике жизни

Часть российской несистемной оппозиции за шесть месяцев до парламентских выборов наконец договорилась создать некое подобие коалиции — Комитет национального спасения (КНС).
Чужие на выборном празднике жизни 23 мая 2011
Под декларацией о создании КНС поставили свои подписи Сергей Удальцов («РОТ фронт»), Эдуард Лимонов («Другая Россия»), Анатолий Баранов («Родина: здравый смысл»). В декларации прямо говорится, что комитет создан в преддверии выборов в Государственную думу: «Если мы позволим антинародным силам вновь захватить страну, это будет непоправимым историческим поражением для нашей Родины». В распространенном от имени КНС пресс-релизе также подчеркивается, что «данная декларация открыта для подписания представителями других оппозиционных организаций».

 

Радикальные оппозиционеры, не имеющие партийной регистрации и официально отлученные государством от борьбы за думские кресла, тем не менее тоже живут от выборов до выборов и воспринимают парламентскую избирательную гонку как некое «окно возможностей». Каждый раз несистемная оппозиция пытается сколотить единый блок с четкой стратегией по отношению к «заведомо нечестным и имитационным» выборам. Так, во время выборной кампании 2003 года Национал-большевистская партия хоть и не сумела собрать вокруг себя коалицию (переговоры о создании надпартийного движения «Россия без Путина» закончились по сути провалом), все же вступила в борьбу в одиночку. Началась антивыборная кампания НБП в августе 2003 года, когда нацболы облили брюки тогдашнего главы ЦИК Александра Вешнякова майонезом и закидали его листовками с призывом «Вешняков, кончай этот фарс!». Далее на протяжении нескольких месяцев активисты НБП заклеивали российские города плакатами с призывом не ходить на выборы и закидывали участников предвыборной гонки различными продуктами питания. Досталось всем: и Жириновскому, и Немцову, и коммунистам. Апофеозом стало яйцо, запущенное в премьер-министра Михаила Касьянова в момент, когда он опускал бюллетень в урну на избирательном участке. На проведение выборов все эти акции никак не повлияли, но веселого шума в тогда еще более-менее свободных СМИ, в том числе на НТВ, было очень много. На следующих выборах, в 2007 году, количество чужих на выборном празднике жизни возросло, и была создана коалиция «Другая Россия». В нее, помимо НБП, вошел широкий спектр политических сил, в том числе и безжалостно преследовавшиеся нацболами четыре года назад либералы. Одним из лидеров коалиции стал экс-премьер Касьянов, великодушно простивший нацболам яйцо, запущенное ему в ухо. «Другая Россия» всерьез напугала власть попыткой разыграть в России сценарий «оранжевой революции», но вскоре после выборов лидеры коалиции перессорились и впали в политическую апатию.

Безусловно, одним из главных «моторов» медленно и со скрипом идущего объединительного процесса «несистемщиков» является Эдуард Лимонов. Писатель-бунтарь понимает, что его партийный проект «Другая Россия», уступающий по всем параметрам некогда грозной и многочисленной НБП, не сможет красиво отыграть антивыборный протест в одиночку — нет ни достаточного количества людей, так называемой «политической пехоты», ни креативного штаба. Поэтому задача Лимонова проста — собрать вокруг себя другие обиженные Минюстом незарегистрированные партии и, опираясь на их ресурсы, повторить успешные с точки зрения скандальности кампании 2004 и 2007 годов.

Но по сравнению с ситуацией 2007 года объединительный потенциал несистемной оппозиции сейчас значительно ниже. Перед прошлыми парламентскими выборами оппозиция была вдохновлена примером «цветных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии. Маститые либеральные политики (Михаил Касьянов, Гарри Каспаров, Ирина Хакамада), внезапно вышвырнутые властью из системного политического процесса, негодовали и были готовы объединяться с Удальцовым и Лимоновым — все ведь были убеждены, что находятся в шаге от победы, господствовало представление о том, что путинский режим рухнет, как режим Кучмы, «а там разберемся».

Однако режим не рухнул, и оппозиционеры начали «разбираться» между собой, так и не дождавшись победы. Сперва поссорились Каспаров с Касьяновым, потом — Лимонов с Каспаровым, дальше центробежные процессы начались уже внутри оппозиционных организаций. Произошел раскол в стане сторонников Лимонова, погрязло в склоках и межфракционной борьбе, также закончившейся расколом, либеральное движение «Солидарность». Даже «Стратегия-31» удивила мир поразительными примерами неуживчивости и взаимной неприязни своих лидеров.

Таким образом, сегодня оппозиция вступает в предвыборный период далеко не такой монолитной и воодушевленной, как четыре года назад. Тот же Комитет национального спасения не является надидеологической коалицией — либералы присоединяться к ней не спешат, они лелеют собственный проект — «Партию народной свободы», являющуюся, по сути, блоком демократических сил. Вряд ли захотят вступить в КНС и националисты — у них создаются собственные фронты и блоки.

То есть КНС пока является чисто левым междусобойчиком, в отличие от старой «Другой России», главным преимуществом которой была широта политического спектра.

Сможет ли Комитет национального спасения расширить свой состав, став действительно общенациональной силой, — покажет время. Но, исходя из печального опыта прошлых лет, можно предположить, что процесс будет обратным и лидеры КНС вновь не смогут в разгар политической борьбы удержаться от междоусобных интриг и взаимных обвинений.

Чего стоит громадный конфликтный потенциал в отношениях Лимонова и Удальцова: Лимонов в последние годы теряет партийные ресурсы, а Удальцов, напротив, является чуть ли не единственным примером успешного партстроителя. Людей у него гораздо больше, чем у лимоновцев, и это вряд ли будет способствовать равновесию сил и амбиций внутри КНС.

А главное — непонятно, какие, собственно, действия на выборах, кроме митингов протеста, могут осуществлять организации, входящие в комитет. В самих выборах принять участие они не смогут. Можно предположить, что КНС будет призывать своих сторонников либо к бойкоту выборов вообще, либо к вписыванию в избирательные бюллетени названий незарегистрированных оппозиционных партий.

Однако сторонников сейчас у КНС не настолько много, чтобы любые их действия хоть как-то испортили настроение властям.

Комментирует Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам, политическим партиям и гражданскому процессу

Планируя провести акции протеста 4 декабря, в день выборов депутатов Госдумы, Комитет национального спасения, очевидно, не намерен принимать в них участия.

Что же до выборов главы государства, то 2 млн подписей россиян, которые нужно собрать желающему зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты страны, заведомо несобираемы. Если же какому-то представителю несистемной оппозиции, как Михаилу Касьянову в ходе президентской избирательной кампании 2007 года, это удастся, подписи все равно признают недействительными под каким-либо предлогом. А самих сборщиков будут преследовать. Примеры такого преследования уже имели место.

Так что шанс на включения в общий список претендентов на президентское кресло кандидата от реальной оппозиции — правой или левой, не важно — сегодня, к сожалению, ничтожно мал.

Конечно, с существующим положением вещей, когда законодательство и власти не позволяют провести полноценные выборы, нужно бороться, и в этом плане члены Комитета абсолютно правы. Но для реального противостояния путинскому режиму нужен более широкий фронт.

Консолидация российского общества уже идет. Но широкомасштабного объединения в ближайшее время ждать не стоит. Поэтому предложение членов КНС о присоединении к ним других политических сил останется, вероятно, без ответа.

Вообще же объединение недовольных не нужно привязывать к какому-то выборному циклу. Когда критическая точка будет достигнута, до выборов никому не будет дела. Будет распущена Госдума, отстранен президент, назначены новые выборы. Так что вопрос не в избирательных циклах, а в том, сколько народ еще готов терпеть то, что происходит.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов

 
Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости