«Исходящая от партии власти, ею продвигаемая и без удержу рекламируемая идея Народного фронта воспринимается как левая», — цитирует экспертов «Независимая газета». Многие опрошенные фондом «Общественное мнение» (ФОМ) граждане вообще уверены, что КПРФ входит в ОНФ. Само словосочетание «Народный фронт» воспринимается обществом как однозначно левый бренд, у людей возникают ассоциации с антифашистским сопротивлением, борьбой за справедливость и так далее.
Учитывая ту политическую эклектику, которая царит в головах российских избирателей, «межпартийное стирание граней» действительно может произойти. Еще нужно вспомнить, что наши люди, как известно, голосуют не только головой, но и сердцем, а сердце чувствительно к ассоциациям, намекам, лозунгам, эстетике.
Деление российского электорального поля на «левый», «либеральный», «националистический» и «консервативно-охранительный» секторы весьма условно. Многие граждане не строят систему своих политических предпочтений, отталкиваясь от идеологических догм и программных партийных установок. Куда большую роль играют умело брошенные в публику лозунги и грамотно выстроенные ассоциации, и в этой связи идея Общероссийского народного фронта весьма интересна.
По слухам, ОНФ не является продуктом политтехнологических лабораторий администрации президента и аппарата правительства. Эта идея якобы пришла в голову непосредственно Владимиру Путину. Если это действительно так, то можно снять шляпу перед умелой «разводкой» избирателя.
Создание проекта ОНФ связывают в основном с понижением рейтинга «Единой России», зафиксированным социологическими барометрами, и со стремлением как-то скрепить осыпающийся авторитет партии власти новой политтехнологической конструкцией. Но цель ОНФ не только в этом. Нужно не только спасти «ЕР» от трагического снижения ее показателей на парламентских выборах, но и не допустить улучшения показателей конкурентов. И здесь ОНФ может очень неплохо справиться.
Некоторые эксперты прогнозировали рост популярности КПРФ накануне предстоящих выборов в Государственную думу. Не то что партийный аппарат коммунистов хорошо работает в пропагандистском плане, просто социальная депрессия в стране нарастает, общество начинает лучше воспринимать левые темы. Конечно, о выборных успехах 90-х, возрождении «красной думы» и «красного пояса» в условиях управляемой демократии мечтать не приходится, но все же коммунисты могут серьезно укрепить свои позиции в парламенте. Вернее, могли бы…
Задача ОНФ в этих условиях — максимально перетасовать политическую колоду, сбить с толку человека, «голосующего сердцем». «Ого, мы думали, что они партия жуликов и воров, а они, оказывается, народный фронт, там, наверное, и коммунисты где-то рядом и другие патриоты», — так или примерно так думает среднестатистический избиратель.
Конечно, особенности нашего избирательного законодательства таковы, что граждане не увидят в бюллетене для голосования словосочетание «Общероссийский народный фронт» — предвыборные блоки пока еще запрещены. Но можно не сомневаться, что государственная пропагандистская машина сделает все, чтобы вбить в головы (точнее, в сердца) людям тезис о неразрывности понятий «Единая Россия» — Народный фронт.
Кстати, социологические опросы показывают, что скепсис экспертного сообщества, считавшего, что россиян оттолкнет милитаристский характер слова «фронт», оказался неоправданным. «Значит, мирный фронт, раз «народный», — цитируют парадоксальное умозаключение масс социологи на страницах «Независимой газеты».
Почему человек, который на одних выборах голосовал за Ельцина, так как он «настоящий мужик», на других — за Жириновского, так как он «за русских и за бедных», на третьих — за коммунистов, ибо надоели «буржуи и сионисты», в следующий раз не проголосует за «Единую Россию» просто из-за того, что она «народный фронт» и, следовательно, «борется за народ»?
У большинства наших сограждан в головах полная политическая каша, состоящая из различных идеологических пластов, перемешанных между собой. В этих головах порой умещаются тоска по советской модели социальной справедливости и расовые догматы, достойные гитлеровской Германии, пылкая этатистская любовь к «державе» и желание, чтобы «государство оставило меня в покое», паническая боязнь войн и революций и симпатии к приморским партизанам, «которые все делали правильно». Для таких голов Народный фронт — вещь, ничего по существу не объясняющая, но цепляющая за живое. Как сейчас модно говорить, ОНФ — «стреляющий бренд».
Другое дело, что активная раскрутка через масс-медиа Народного фронта может смутить и часть условно консервативно-охранительного электората либо умеренных либералов, лояльных к власти, — тех, кто прежде голосовал за «Единую Россию». Будет забавно, если кого-то собьет с толку внешняя «левизна» самого термина «Народный фронт» и человек проассоциирует новый проект с «коммуняками», Сергеем Удальцовым и убоится голосовать на выборах должным образом.
Комментирует Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры
На данный момент у ОНФ нет программы, а следовательно, и платформы, на которые могли бы ориентироваться избиратели. Исходя из того что в организацию вошли Союз независимых профсоюзов и Союз пенсионеров, традиционно тяготеющие к левому крылу, Народный фронт будет левоцентристским.
Закономерно, что у КПРФ, традиционно играющей на этом поле, могут возникнуть проблемы после окончательного создания такого конкурента. На левом краю уже и так становится тесно. Кроме коммунистов и ОНФ здесь отчасти действуют и справороссы.
Но если для КПРФ оттягивание фронтом голосов — потеря имиджа и части мест в будущей Госдуме, то для эсеров отток электората в принципе ставит под вопрос их присутствие в нижней палате парламента следующего созыва.
Причем здесь для «Справедливой России» важен не только вопрос электората, но и финансирования партий. И если раньше люди, не реализовавшие свои интересы в «Единой России», вкладывали деньги в СР, то теперь их внимание переключится на «Правое дело».
На первых порах Общероссийский народный фронт может получить одобрение со стороны традиционного электората коммунистов и сторонников других партий. Но в дальнейшем их симпатии ОНФ нужно будет как-то сохранить, а эта задача нелегкая. Усилия в борьбе за избирателя фронту придется прилагать большие и на протяжении всего политического сезона.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии