Вчера минские автомобилисты провели масштабную акцию протеста «Стоп-бензин», причем ее многочисленности и слаженности действий участников могли бы позавидовать российские коллеги-«синеведерочники». Движение по проспекту Независимости в белорусской столице было парализовано около двух часов. В протестных действиях участвовали сотни автомобилей. Машины двигались на малой скорости, периодически останавливаясь. На многих из них были наклейки «Мы против повышения цен на топливо». Над проспектом разносились звуки автомобильных гудков. Периодически водители выходили из машин, демонстративно доставая пустые канистры.
Минская милиция, как могла, пыталась противодействовать протестующим. К тем участкам проспекта Независимости, где были наиболее серьезные скопления бунтующих автомобилистов, подтягивали эвакуаторы и машины ГАИ. Впрочем, участники акции проявляли в этих сложных условиях достойную оперативную смекалку: цепляли «сломавшиеся» автомобили тросами и медленно тянули их, все время останавливаясь. Некоторые авто «сломались» совершенно безнадежно, их водители даже вышли из салонов и сели на асфальт. При попытках милицейских эвакуаторов остановить отдельные машины другие участники акции преграждали им путь.
Следует отметить, что на тротуарах вдоль пути следования автоманифестации столпилось большое количество горожан, выражавших бурное одобрение действиям автомобилистов. Поскольку к пешеходам применить «меры административного воздействия» куда проще, ими милиция и занялась. Одного гражданина вытащили из толпы, затем задержали девушку, державшую плакат в поддержку протестующих. По окончании акции «Стоп-бензин» (она длилась до 21.00) административные протоколы были составлены и на нескольких автомобилистов — за наклейки на машинах.
Это уже вторая акция «Стоп-бензин» за последнее время. Предыдущая состоялась 25 мая и также прошла на проспекте Независимости в Минске. МВД тогда пыталось предотвратить мероприятие, превентивно задержав лидера движения «За авто» Артема Шаркова и подняв на ноги милицейский спецназ, усиленный армейскими бронетранспортерами. Но автомобилисты доказали, что способны работать в условиях конспирации, и, сохранив в тайне сценарий акции, успешно ее осуществили.
Таким образом, на фоне резко ухудшившейся экономической ситуации в республике, сопровождающейся девальвацией национальной валюты, ростом цен и дефицитом товаров, постепенно поднимается волна гражданского протеста. И оппозиция, ослабленная репрессиями, обрушившимися на нее в декабре прошлого года, не является, по всей видимости, главной организующей силой этих выступлений — часть оппозиционных лидеров в тюрьме, часть в эмиграции, часть скована ограничительными мерами условного срока наказания.
Не исключено, что революционная ситуация, складывающаяся в Белоруссии, позволит появиться новым лидерам и организациям, структурированным совершенно по-иному, не партийно-политическому, но гражданско-сетевому принципу. Безусловно, на первых порах главными лозунгами протестующих масс будут не политические требования отставки «диктатора Лукашенко», о чем говорила старая оппозиция в предыдущие годы, а требования экономические — протест против крайне неэффективной политики государства в экономической сфере.
Но, как показывает опыт позднего СССР, в условиях пустых прилавков и очередей, озлобляющих людей в сотни раз больше, чем нарушение режимом неких гражданских свобод, от экономических требований, табачных и бензиновых бунтов до лозунгов политических и даже революционных — всего один шаг.
Комментирует Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
Будут ли стихийные протесты в Белоруссии представлять угрозу для режима Александра Лукашенко, будет зависеть от того, как поведет себя сам режим: тот кредит, который предоставили Россия и ЕврАзЭС, позволит в определенной степени «заткнуть дыры». Но здесь возникает вопрос: собирается ли президент совершенствовать и менять экономическую систему или нет.
Жизнь отчетливо показала, что при всей симпатичности модели, которую создал Лукашенко, у нее есть один серьезный недостаток: она не самодостаточна, не может нормально функционировать без внешнего воздействия. И в этом главная проблема: как только внешние вливания от России уменьшились, оказалось, что концы с концами в этой системе не сходятся и ее необходимо менять.
У Александра Лукашенко есть два пути: или продолжать «затыкать дыры», пытаясь сохранить эту систему, или все-таки ее реформировать. В том числе и за счет такого страшного слова, как приватизация.
Что касается роли нынешней белорусской оппозиции в нынешних протестах, то она, без сомнения, не сможет их возглавить.
Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов
http://www.proza.ru/2010/02/22/1338