А Б В Шрифт

Сирия постепенно сползает в хаос

Комментирует Евгений Сатановский,

президент Института Ближнего Востока

Сирийский гамбит

Будущее одного из самых лояльных Москве арабских правительств становится все более неопределенным. Запад смыкает ряды против президента Башара Асада, Москва же готова защищать дружественный режим от любых нападок.
Сирийский гамбит 14 июня 2011
По мере раскручивания маховика насилия в Сирии растет и раздражение западных лидеров действиями президента Башара Асада. Несколько дней назад ряд европейских стран представили в Совет Безопасности ООН новый проект резолюции по Сирии, осуждающий «беспощадное подавление» акций протеста оппозиции. России на сей раз приходится занимать более четкую и независимую позицию, чем во время голосования по ливийскому вопросу, — сотрудничество с Дамаском для Москвы носит куда более важный и стратегический характер, чем отношения с Триполи. Российский МИД ясно продемонстрировал, что намерен не допустить антисирийских резолюций, пусть и ценой применения права вето в Совбезе.

 

«Арабская весна» продолжается. В Ливии идут затяжные бои между революционерами из Бенгази и каддафистами, которые тоже, впрочем, считают себя революционерами. В Сирии идет кровавое гражданское противостояние. Президент Йемена Салех, израненный и обожженный, вынужден был уехать в Саудовскую Аравию зализывать раны и, возможно, уже не вернется в охваченную хаосом страну. Никак не успокоится Тунис, там то и дело проходят акции протеста под теми или иными лозунгами. Прибавим к бушующему арабскому миру мятежные Афганистан и Пакистан — получаем гигантскую «дугу нестабильности» от Кашмира до Средиземноморья.

О происходящем в Сирии фактически нет никаких объективных данных: официальные сирийские СМИ говорят, что восстания в провинциальных городах — дело рук вооруженных банд экстремистов, убивающих не только полицейских и солдат, но и мирных граждан. Представители оппозиции убеждают мир в том, что Дамаск расстреливает и давит танками мирные демонстрации.

Как бы то ни было, Сирия находится на грани гражданской войны, последствия которой окажутся, без сомнения, губительными для всего ближневосточного региона. При этом у Запада не так много рычагов, для того чтобы влиять на происходящее в этой арабской республике.

Президента Асада никак нельзя назвать любимцем европейских и американских элит — этот молодой арабский лидер, хоть и получил образование в Лондоне, но, унаследовав власть от своего отца Хафеза Асада, полностью продолжил его курс авторитарного светского арабского национализма. Жесткие действия сирийских силовиков по подавлению антиправительственных выступлений еще более усилили неприязнь США и ЕС по отношению к Дамаску. Запад вынужден выражать недовольство, давить на сирийский режим, угрожать санкциями и международной изоляцией.

Но в то же время на «сирийском фронте» США и их союзникам действовать гораздо сложнее: для России вопрос по Сирии куда более принципиален, чем вопрос по Ливии. Сирия со времен холодной войны является надежным партнером нашей страны на Ближнем Востоке. Именно в Сирии находится единственная база российского флота в Средиземном море. Эта страна всегда была надежным и платежеспособным клиентом российского ВПК. Отдать Дамаск под западный пресс Москва позволить себе никак не может.

Но у России положение непростое. Выступая главным адвокатом Башара Асада на международной арене, заявляя, что сирийский президент встал на путь реформ и необходимости давления на Сирию нет, россияне уже всерьез поссорились с сирийской оппозицией, которая начинает жечь на улицах российские флаги, обвиняя Кремль в «поддержке диктатора».

Таким образом, если Башар Асад все-таки вдруг будет свергнут, как его египетский и тунисский коллеги, или потеряет контроль над значительной частью страны, как ливийский лидер полковник Каддафи, нам будет сложно выстраивать отношения с новыми сирийскими властями.

В сирийской игре для наших дипломатов идеальным было бы повторить ливийский успех. В Ливии каким-то чудом удалось сохранить рабочие отношения с Триполи и каддафистами и в то же время начать дружелюбный диалог с повстанческим правительством в Бенгази, что делает положение России в этой стране уникальным: при любом исходе внутриливийского конфликта Москва будет в выигрыше. Если, конечно, не наделает каких-либо непоправимых глупостей.

Но вот в Сирии создать такое же благоприятное положение Кремлю пока не удается: наши интересы в этой стране пока целиком зависят от успешности нынешнего дамасского режима.

Комментирует Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Очевидно, что Асадом сегодня занялись всерьез. Возможна ситуация, при которой Сирия расколется на пять или шесть частей.

Скорее всего, это ответ саудовцев на ирано-сирийское сотрудничество. Именно саудовцы, не без ведома США, поставляют отдельным сирийским племенам оружие. И то, что происходит сегодня в Сирии, называется «широкомасштабной гражданской войной».

МАГАТЭ признала, что у сирийцев действительно была своя ядерная программа. И уничтоженный израильской авиацией объект был не чем иным, как ядерным реактором, строящимся северокорейцами. В этом свете защищать Асада в Европе не будет никто. И мы видим, что резолюцию ООН подготовили как раз европейцы.

Не добавило Асаду очков и то, что «продавленное» им правительство в Ливане фактически является правительством Хезболлы.

Что касается России, то в экономическом плане нам в Сирии приобрести нечего. Вообще, вкладывать средства в долгосрочные крупномасштабные проекты в странах Ближнего Востока и отчасти Африки может либо сумасшедший, либо Китай.

Пекин свое возьмет, но остальные вряд ли. Ведь для этого нужно быть страной с полутора миллиардами человек населения, вертикалью власти и коммунистической партией. С таким тылом можно «ходить» и на суданскую нефть, и на ангольскую — куда угодно. Но Россия не Китай. И даже США не Китай. Они себе такого позволить не могут.

Здесь задача нашей страны — что-то получить за одобрение резолюции ООН по Сирии. Не нужно поступать так, как в 90-е годы, — одобрять резолюции в обмен на какие-то туманные обещания о помощи, сотрудничестве и так далее. Нужны конкретные ответные уступки со стороны европейцев и США.

Китай, к примеру, так и действует. Его позиция — одобрение резолюции в обмен на что-то конкретное. Весь мир хорошо знаком с этой формулой и принимает ее. И нашей стране стоило бы взять ее на вооружение.

В России бытует мнение, что нужно чуть ли не войска послать на помощь Асаду. И хорошо, что руководство страны данную точку зрения не разделяет и способно рассуждать здраво.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Мария Пономарева

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.