Если уровень в 6 тыс. преодолен, но власть продолжает оставаться авторитарной, резко повышается вероятность политических волнений, что и произошло в Тунисе. В то же время авторитарные режимы особенно живучи, когда показатель ВВП достигает 19 тыс. долларов на душу населения. Такое возможно у экспортеров энергоресурсов — например, в богатых нефтью странах Персидского залива. Хотя и в этих странах власти, не желая допускать беспорядков на фоне волнений в государствах Магриба, решили подстраховаться и откупиться. Так, в богатом нефтью Кувейте, с его ВВП на душу населения далеко превышающим 19 тыс., когда в феврале начались народные выступления, служащим госсектора (а это 80 процентов населения) эмир повысил жалование на 70—115 процентов.
Россия тем не менее такой классификации не поддается: ее нельзя отнести ни к первому, ни ко второму типу. При существующем уровнем ВВП на душу населения (14 тыс. долларов) в РФ уже должна быть «бессмертная демократия», но по шкале Polity IV (база институциональных характеристик политических режимов), наша страна является анократией — то есть слабой демократией с автократическими тенденциями.
В настоящий момент Российская Федерация является самой богатой страной со слабой демократией. Отводить России сценарий, предусмотренный для стран — экспортеров энергоресурсов, тоже нельзя, потому что по сравнению с государствами Персидского залива с их «непобедимой автократией» уровень добычи нефти на одного россиянина меньше в несколько раз.
Аналитики «Ренессанса», давая России 30 процентов вероятности на повышение уровня демократии, не удивятся тому, что «президентские выборы — 2018 будут более конкурентными». При этом если у нас установится уровень ВВП в 19 тыс. долларов, но без упрочения демократии, ее достигнуть можно будет лишь силовым способом.
По словам известного экономиста Михаила Хазина, корреляция между наличием демократии в стране и уровнем ее жизни возможна, только необходимо сделать поправку на культурные традиции государства. К примеру, в Белоруссии, по мнению собеседника «Особой буквы», демократия, безусловно, существует, да и уровень жизни высокий, но связь между этими двумя параметрами не столь очевидна (ВВП Белоруссии на душу населения, по данным за 2010 год, составил 13,4 тыс. долларов. — Ред.).
На вопрос, почему он уверен в наличии белорусской демократии, наш собеседник сослался на точку зрения «рядового гражданина» республики. В западном понимании демократия, как это видит Хазин, — это если у тебя есть деньги, ты можешь все купить и у тебя это не отберут. Если же прибегнуть к понятию «процедура», то в Белоруссии процедура как раз имеется.
«Для меня образцом демократии является СССР 1952 года, — настаивает экономист, — когда моего деда, уволенного из КГБ с должности инженера, хотели лишить служебной квартиры, — и суд этого сделать не дал, поскольку «на иждивении Хазина Леонида находятся двое малолетних детей». А с точки зрения западного бизнесмена, демократия — это его желание, придя, например в Россию, переоборудовать под свою дачу какой-нибудь детсад — и дело лишь в «цене вопроса». 100 миллионов? Ну конечно! И всех детей выгоняют. Да, это невозможно в Германии, но в тех же Соединенных Штатах, куда менее демократичных, почему нет? Поэтому выводить формулу связи благосостояния с наличием и необходимостью демократии я бы не стал», — подвел итог экономист.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов
Комментарии