Две недели назад схожие мысли по поводу появления в России ОНФ высказала и доктор юридических наук, член Общественной палаты Елена Лукьянова в статье для «Особой буквы».
Ссылаясь на закон «Об общественных объединениях», Лукьянова, в частности, отмечала, что согласно нему общественные объединения не обязаны регистрироваться, однако «ровно до тех пор, пока их участники договариваются о совместных действиях дома на кухне или у костра в лесу. Но как только им для реализации уставных задач потребуются помещение, стол, стул и компьютер, они будут вынуждены приобрести статус юридического лица, поскольку вступают в гражданский оборот. Без регистрации это невозможно».
По мнению нашего постоянного автора, «не важно, будет ОНФ регистрироваться или нет. Но если «Народный фронт» собирается участвовать в выборах, хотя бы даже только в праймериз, или захочет создать сайт для обсуждения совместной программы, с которой инициировавшая его создание партия пойдет на эти выборы, то ему придется идти на регистрацию».
Спустя две недели Алексей Навальный, по сути, оформил все эти мысли в виде обращения в прокуратуру и Минюст. Так, блогер просит провести проверку соблюдения ОНФ и лицами, входящими в его руководящие органы, федерального законодательства. А в случае выявления нарушений в зависимости от их степени и характера внести председателю координационного совета «Народного фронта» Владимиру Путину представление с требованием об устранении нарушений либо обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации названного фиктивного общественного объединения.
«За время существования ОНФ и лицами, входящими в его руководящие органы, неоднократно грубо нарушалось и нарушается федеральное законодательство Российской Федерации», — говорится в письме Навального, текст которого он разместил в «Живом журнале».
Политик пишет, что, в соответствии со статей 6 закона «Об общественных объединениях», учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
«7 мая 2011 года состоялось первое заседание координационного совета ОНФ, то есть было проведено общее собрание и сформированы руководящие органы, однако до настоящего времени в нарушение упомянутых норм закона устав ОНФ не принят. Опубликованный проект декларации об образовании ОНФ уставом не является, — рассуждает автор обращения. — То есть до настоящего времени ОНФ статус общественного объединения не приобрел, однако в нарушение закона к ОНФ активно присоединяются участники (уже около 400), подавая необходимые заявки и получая одобрения федерального и региональных координационных советов».
Недоумевает Навальный и по поводу того, кого «Общероссийский народный фронт» призывает вступить в свои ряды.
На сайте организации в разделе «Присоединиться» размещено предложение вступать в народный фронт «трудовым коллективам предприятий». «Вместе с тем участниками общественного объединения могут быть исключительно физические лица и юридические лица — общественные объединения. Более того, следует особо подчеркнуть, что в соответствии с действующим российским законодательством ни трудовые коллективы предприятий, ни просто трудовые коллективы субъектами правоотношений не являются», — заявляет Алексей Навальный.
Также известный борец с коррупцией просит проверить, каким образом ОНФ смог арендовать нежилое помещение для офиса, не будучи ни юрлицом, ни общественным объединением. Навальный ссылается на слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова о том, что ОНФ подобрано помещение для офиса и штаба в арендованных помещениях» в здании мэрии Москвы на Новом Арбате. «Есть все основания полагать, что ОНФ занимает помещения в здании мэрии Москвы на Новом Арбате незаконно», — уверен Навальный.
Кроме того, он обращает внимание и на то, что фронт попирает права налогоплательщиков, так как его деятельность освещает в рабочее время пресс-секретарь Владимира Путина. Это, по мнению Навального, нарушает статью 11 закона «О правительстве РФ», согласно которому члены правительства не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
Елена Лукьянова, которая, как уже было сказано выше, одной из первых подняла вопрос о соответствии «Народного фронта» российскому законодательству, оценивает действия Алексея Навального положительно. Деятельность ОНФ, по ее мнению, действительно не соответствует закону «Об общественных объединениях».
«Меня интересует, признает ли прокуратура это заявление или нет, потому что его, скорее всего, должны были обжаловать политические партии», — говорит она, отмечая, что с просьбой провести прокурорскую проверку может обратиться любой гражданин.
Лукьянова считает, что если прокуратура будет выполнять свою работу по закону, то шанс обжаловать ОНФ есть. По идее, это уже должны были сделать Центральная избирательная комиссия и сама прокуратура без всякого обращения Навального.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов
Это обращение — на зрелость контрольного ведомства за деятельностью исполнительной, законодательной и судебных властей.
Следующее обращение готовится по итогам выборов: с анализом всех участков: бланки готовятся, народные контролёры от подлинных партий и jбщественных объединений: профсоюзов, Советов ветеранов, и т.д. уже формируются.
То, что в стране — правовой беспредел — секрет для невладеющих русским языком.