Проще всего предположить, что суд, арестовывая «оранжевую принцессу», действовал по указке администрации Виктора Януковича. Действительно, Тимошенко в глазах нынешнего украинского президента и его окружения является фигурой крайне одиозной. Самый радикальный и харизматичный лидер Майдана, она была для так называемых «донецких» смертельным врагом. Можно также не сомневаться, что если бы судьба покинувшего в 2005 году президентский пост Леонида Кучмы зависела от Тимошенко, он сам сел бы в тюрьму.
Однако не следует забывать, что украинская судебная система всегда была более-менее независимой от исполнительной власти и «телефонное право» в его классическом российском варианте на Украине до этого не работало. Вполне возможно, что Юлия Владимировна, избравшая в ходе судебного процесса весьма вызывающий и агрессивный стиль поведения, просто-напросто спровоцировала судью на жесткие действия в свой адрес.
Но если же суд все-таки действовал по указке политического руководства страны, то это является для Украины плохим знаком.
После победы Януковича на прошлогодних президентских выборах многие были убеждены, что завоевания «оранжевой революции» прочны, а прогрессивные изменения украинской политической системы необратимы. Но события последнего времени — арест Юрия Луценко, бывшего при «оранжистах» министром внутренних дел, жесткие действия украинской милиции при пресечении несанкционированных акций протеста и другие признаки закручивания гаек — все это говорит о желании властей выкорчевать последствия революции, «подморозить» общественную жизнь в стране.
В любом случае арест Юлии Тимошенко принесет Виктору Януковичу больше проблем, чем пользы. Ореол мученицы — как раз то, что нужно для оживления старой революционной легенды и мобилизации стойких сторонников «оранжевых идеалов». Хотя пока акции в защиту Тимошенко не так уж и многочисленны из-за летнего сезона — если экс-премьер засидится в тюрьме до осени, все может измениться.
Разумеется, в поддержку узницы не будут митинговать сотни тысяч человек, как на Майдане в 2004 году, но интенсивность оппозиционных выступлений наверняка усилится. А что может быть удобнее в качестве знамени и символа революционного стиля, чем женщина-политзаключенная?
В конце концов, «оранжевая революция» тоже произошла не в один день — была длительная раскачка ситуации при помощи серии акций «Восстань, Украина!» и «Украина без Кучмы», продолжавшихся на протяжении нескольких «предреволюционных» лет.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Юлия Тимошенко — политический конкурент Виктора Януковича. И даже если представить, что президент Украины никак не влияет на ход следствия, понятно, что политическая подоплека у дела есть.
Сегодня в отличие от времен Виктора Ющенко ситуация в республике изменилась в сторону вертикализации власти. Так, местные органы госуправления за рядом исключений возглавляются людьми, так или иначе связанными с новой элитой Януковича.
Что касается судебной системы, то здесь гораздо больше различных юридических ограничителей, не позволяющих исполнительной власти вмешиваться в дела судей, оказывать на них давление. Однако общее закручивание гаек сказывается и на служителях Фемиды. И процесс над Юлией Тимошенко может стать одним из первых сигналов того, что интересы правящей элиты впредь будут проявляться в судебных решениях подобного рода.
Но, несмотря на явные признаки укрепления центра, в республике возможности маневра у других крупных общественных игроков — бизнеса, различных политических сил — останутся в большей степени, чем в современной России, на которую, по мнению многих, Украина становится очень похожей.
Само «дело Тимошенко» могло бы стать в стране мощным импульсом по развертыванию крупной антикоррупционной кампании. Но признаков начала такой кампании не видно. Как система коррупционных отношений была вмонтирована в систему исполнительной и законодательной власти, такой она остается и до сих пор.
Жесткая реакция Москвы на арест Юлии Тимошенко объясняется двумя факторами: политическим и экономическим. С точки зрения интересов России было бы намного более выгодно иметь в качестве президента Украины и партнера именно ее. Юлия Владимировна была готова в случае собственного избрания на серьезные уступки Кремлю. Поэтому российское руководство в период украинских выборов ставило именно на нее.
Янукович же, пришедший к власти, в том числе и с активным использованием пророссийских лозунгов, строит с Россией практические отношения. Первые шесть месяцев его руководства государством, наполненные подписанием между Москвой и Киевом большого количества соглашений, отражали стремление к решению вопросов, выгодных для обеих стран. Теперь мы наблюдаем ступор, так как ресурс этих общих интересов исчерпан.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии