Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Новый мировой финансовый кризис уже идет
ЛГ: Итак, часть вторая. Давайте поговорим о кризисе, который на нас то ли надвигается, то ли не надвигается.
ВР: Надвигается.
ЛГ: Знаете, что я сегодня прочел? Что наши эмгэушные математики просчитали его начало.
ВР: Когда?
ЛГ: Прямо в начало и попали. А закончится он через два года, говорят эмгэушные математики.
ВР: Однозначно кризис будет. На самом деле, если посмотреть на умных людей, которые писали по первой фазе кризиса (2008—2009 годы), они все это предрекали.
ЛГ: А эти два кризиса связаны?
ВР: Абсолютно. Дело в том, что прежний кризис был вызван тем, что мировая экономика приобрела финансово-спекулятивный характер. Печаталось огромное количество всяких ценных бумаг, одна закладывалась в обмен на другую, та закладывалась в обмен на третью, третья — на четвертую.
ЛГ: Пирамида.
ВР: Пирамида. То есть была раздута пирамида примерно в 50—60 трлн долларов, которая рухнула, но не до конца, потому что, когда лопнула первая часть этого пузыря, начался экономический спад. Что сделали правительства всего мира? Стали накачивать новую пирамиду. Так называемые меры смягчения Соединенных Штатов, когда доллары печатали сотнями миллиардов, даже триллионами. То же самое, хотя несколько аккуратнее, начал делать Европейский центральный банк. То же самое стали делать немцы, французы, португальцы, испанцы, греки. После того как подсдулся старый пузырь, все страны мира начали накачивать новый.
ЛГ: А мы-то каким боком? Они что-то делали…
ВР: А мы подворовывали. Мы спасали банковскую систему, по дороге крадя огромные деньги. Нам было проще, потому что быстро восстановились цены на нефть и были большие резервы. Но про нас что говорить — меньше двух процентов мировой экономики! Такой мелкий прыщ на теле мировой экономики.
ЛГ: А может, это и хорошо в предкризисный период?
ВР: В данном случае да. В данном случае это не так плохо. Так что сейчас произошло? Сегодня долги ведущих индустриальных стран мира, таких как Соединенные Штаты, Франция, Испания, Португалия, Италия, не говоря уже о Греции, у некоторых уже превышают размер экономики, как у греков и испанцев, а у некоторых приближаются к нему, как у французов и итальянцев. Я уже не говорю об американцах. У них гигантский внешний долг и гигантский дефицит бюджета. И получилось, что двухлетняя передышка между первой фазой кризиса и той, что сейчас наступает, была тупо куплена накачкой денег. Денег, которые ничем не обеспечены. И то предбанкротное состояние в Еврозоне и Соединенных Штатах, которое мы сегодня видим, — оно предвещает вторую волну кризиса. Собственно, об этом говорили все экономисты, когда критиковали…
ЛГ: Чем это чревато? Доллар — единственная резервная валюта. Ничего с ним не будет.
ВР: Чем это чревато? Надо еще обязательно про Китай сказать. Китай уже сейчас вторая экономика в мире и первый в мире экспортер. Там свои проблемы. Что у них произошло? Когда была первая фаза кризиса (2008—2009 годы), у них резко упала экономика, потому что они ориентировались на экспорт, а американцы, европейцы, японцы стали покупать гораздо меньше китайских товаров. Для того чтобы поддержать своего производителя, они начали закачивать деньги в свою экономику, стимулируя внутренний спрос.
ЛГ: Вырос спрос.
ВР: Так замечательно. У них даже темпы роста сохранились. Но проблема в том, что у них теперь перегрета экономика. У них дико выросли цены на недвижимость, особенно в Пекине и Шанхае, у них дико выросли цены на всякие… Я вот хотел купить пиджак в Пекине.
ЛГ: В Китае?
ВР: В Китае, помня, что там все дешевле. Но я отказался от этой затеи и купил его в Париже. Потому что в Париже на бульваре Сен-Мишель пиджаки дешевле, чем в центре Пекина. Это просто как показатель перегрева экономики. То есть сегодня неблагополучно в ЕС, неблагополучно в США, и даже в Китае появились проблемы. Этот пузырь лопнет. Потому что уже сейчас испанцы принимают жесткую программу экономии, итальянцы принимают жесткую программу экономии, греки, португальцы, испанцы... Обама (деваться некуда) тоже принимает жесткую программу экономии. А что это такое? Это сокращение госрасходов, а значит, сокращение экономического роста. Как это ударит по нам?
ЛГ: Нефть подешевеет.
ВР: По башке ударит топором, так же как ударило два года назад. Совершенно верно: как только в мире снижаются темпы роста и потребление, тут же падают цены на сырьевые товары. Сырьевые товары — это нефть и газ. Это наша любимая российская экономика. Единственное, что спасет нас в этой ситуации, — это то, что за два года накачки и передышки мы опять подкопили резервы. То есть смотри ремейк или рестарт…
ЛГ: Ресет…
ВР: …Перезапуск, ресет того, что было. Первую фазу кризиса мы пережили, тратя резервные и стабилизационные фонды. Сейчас будет вторая фаза. Вопрос: сколько она продлится?
ЛГ: Два года, говорят.
ВР: Если два года, то денег может не хватить. Если меньше, то хватит. А если не хватит, то будет девальвирован рубль, как это было два года назад. Значит, уменьшатся реальные зарплаты, реальные пенсии, реальные сбережения и так далее. Поэтому простой совет народу, возвращаясь к вопросу, где хранить и в чем хранить…
ЛГ: Было бы что хранить.
ВР: Было бы что хранить. Но часто спрашивают и те, у кого хоть немножко…
ЛГ: В золоте.
ВР: Все-таки золото… Не каждый доберется до слитков. Кто бы чего ни говорил, но ничего лучше доллара и евро нет и не будет. Потому что у них есть реальная экономика и есть финансовая экономика. У них проблемы в финансовой экономике, но реальная экономика у них самая сильная в мире. Они производят «мерседесы» и БМВ, «Боинги», «Эплы», «Майкрософты» и прочее, и прочее. Поэтому экономика ЕС и Соединенных Штатов все равно самая сильная в мире, самая динамичная, самая продуктивная, самая...
ЛГ: То есть за юанем ходить не надо?
ВР: А юань пока не является конвертируемой валютой. Хотя в принципе это был бы неплохой ход. Поэтому либо доллары, либо евро. В условиях кризиса рубль будет слабеть, потому что он привязан не к резервам, а к ценам на нефть. Если начнется экономический спад и нефтяные цены пойдут вниз, рубль повалится вместе с ними. Поэтому худшее, что можно сейчас советовать, — это держать сбережения в рублях.
ЛГ: Вот мы и услышали советы от Владимира Рыжкова. Я надеюсь, что вы их запомнили.
ВР: Тем более что они простые.
ЛГ: Абсолютно верно. На этом мы заканчиваем вторую часть, а в третьей поговорим о внешней политике, которая, правда, связана с внутренней.
Комментарии