Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Чем грозит России «список Магнитского», а США — «список Бута»
ЛГ: Итак, наша внешняя политика, напрямую связанная с внутренней. Речь идет о небезызвестном «списке Магницкого». «В Министерстве иностранных дел России опровергли появившиеся в прессе сообщения, будто Москва подготовила ответный список американских чиновников, которые лишатся права на въезд на территорию Российской Федерации. Об этом сообщил Интерфаксу источник в российском внешнеполитическом ведомстве. По словам источника, окончательного решения еще не принято». Собственно, вопрос мой в чем? Понятно, что мы пали, понятно, что мы засветились. Как и чем отвечать, чтобы не ударить в грязь лицом?
ВР: А тут интересный вопрос. Дело в том…
ЛГ: Или не надо отвечать?
ВР: «Список Магницкого» — это список, в который вошли преступники, то есть люди, совершившие конкретное преступление. Например...
ЛГ: Но суда-то не было. Кто определил, что они преступники?
ВР: Было проведено расследование. И официально, и неофициально. Картина в общем-то ясна, ясна посекундно: кто, когда отказал в медицинской помощи или в переводе в больницу, кто необоснованно оставил за решеткой. То есть фактически суд состоялся — суд экспертный и суд общественного мнения. То, что нет суда российского, — так его у нас вообще нет, если честно. В любом случае есть прокуроры, следователи, тюремные начальники и тюремные врачи, действия которых в совокупности привели к смерти невиновного человека, который не был еще осужден. Их список установлен. Установлены конкретные преступления, которые совершили эти граждане. И все они попали в так называемый «список Магницкого». Теперь задаю вопрос. О каком преступлении идет речь применительно к США? Они там что, кого-то замучили? Вот, например, прокурор Айовы или, скажем, старший следователь из Висконсина. Что такого он совершил?
ЛГ: Я скажу. Они называют тех людей, которые не очень оправданно, как они считают, преследуют Бута и второго человека — летчика, которого судят за наркотики.
ВР: Бут обвиняется в тяжких преступлениях, являющихся таковыми как по американскому законодательству, так и, между прочим, по нашему, российскому. Бут обвиняется в контрабандных поставках оружия террористическим группировкам в Латинской Америке. Насколько я понимаю, процесс в суде идет в соответствии с законом. Иными словами, есть обвинение, которое поддерживается американской прокуратурой, есть адвокаты, которые активно защищают Бута, и есть судья или судьи, компетентность и репутация которых не подвергается сомнению. В чем проблема? Бута что, убили, замучили? Подсыпали ему мышьяк? Вырывают ему ногти? Еще раз: он обвиняется в тяжких преступлениях. Чтобы включить в список лиц, на которых направлены санкции, прокуроров или фэбээровцев, которые его якобы провоцировали, или, скажем, судью, нужны веские, принятые общественным мнением и экспертным сообществом доказательства того, что прокуроры, судьи, фэбээровцы — негодяи и преступники. Я пока такого ни в наших средствах массовой информации, ни в американских не встречал.
ЛГ: Еще одна цитата: «Окончательного варианта еще нет. В соответствии с поручением президента мы прорабатываем адекватные ответные меры», — сообщил неназванный представитель российского МИДа. По его словам, «это могут быть списки американцев, которым будет запрещен въезд в РФ, но пока вопрос находится в стадии проработки». Собеседник агентства уточнил, что в «черные списки» могут попасть американские чиновники, нарушающие права граждан России». Сейчас, наверное, ведется работа по отслеживанию...
ВР: Интересно. Я бы с удовольствием посмотрел, каких граждан и кто конкретно…
ЛГ: «За последние годы мы неоднократно становились свидетелями грубого нарушения прав россиян, применения в отношении граждан РФ и российских компаний американского законодательства в экстерриториальном порядке. Все это недопустимо и не должно оставаться без ответа», — подчеркнул тот же человек. Вот, собственно говоря… Конец цитаты.
ВР: Как говорится, дело нашего правительства. У нас законы действительно позволяют ограничивать въезд иностранцев. Вспомним историю Наташи Морарь, гражданки Молдовы, которой после ряда разоблачительных публикаций по коррупции в высших эшелонах власти был запрещен въезд в Россию. Ради Бога. Если они всех разоблачителей коррупции не будут впускать в страну, это только докажет, что они на стороне коррупции. В данном случае мне кажется, что сама ситуация абсолютно абсурдна. Потому что это наши чиновники хотят, чтобы их дети учились в Гарварде и в Йеле, это наши чиновники любят хранить свои сбережения в американских банках. Я не могу себе представить ни одного прокурора из Висконсина или Арканзаса, который хотел бы отправить своих детей в Тамбовский государственный педагогический институт и хранить деньги в Тулазернобанке. По-моему, это просто абсурд.
Почему наши так взвились? Потому что наши жулики, воры и коррупционеры связывают все свое будущее и будущее своих детей с Америкой и с Европейским союзом. И они привыкли к полной безнаказанности. И когда им напоминают: ребята, вы вообще-то несете ответственность за свои действия... Причем юридически американцы имеют право это делать. Потому что и в рамках ОБСЕ, и в рамках Совета Европы мы взяли на себя соответствующие обязательства. Мы ратифицировали все до единой конвенции ООН и Совета Европы по правам человека, по пыткам, по правосудию. И если мы все это грубо, нагло и открыто нарушаем, они вполне вправе в рамках своей юрисдикции ставить вопрос об ответственности конкретных должностных лиц. Поэтому здесь не может быть симметричного ответа. Ни одного факта реальных преступлений на той стороне против кого бы то ни было мне не известно. Если МИД предоставит такие факты, мы с ними с интересом ознакомимся.
ЛГ: Теперь вопрос: как выйти, не потеряв лица? Не отвечать совсем? Признать, что да, товарищи американцы, вы правы, и мы сейчас их всех накажем сами?
ВР: Это самое лучшее. Собственно говоря, сейчас Медведев, по-моему, и пошел по этому пути. Потому что, когда вся эта заварушка началась и в Сенате, и в Конгрессе, он дал поручение возобновить дело. И оно сейчас возобновлено. Поэтому самое лучшее в этой ситуации — это сделать вид, что все идет своим порядком, что российская фемида работает, правосудие работает. Довести до конца и наказать. Тогда вопрос отпадет сам собой.
ЛГ: Ну да.
ВР: Но там возникнут новые вопросы. Например, товарищ Коновалов, наш замечательный министр юстиции, который не регистрирует оппозиционные партии, нарушая тем самым все хартии и конвенции. Почему он на байдарке отдыхает в Англии? С какого ляду? Пусть по Белоруссии плавает, по белорусским озерам, по Полесью. Мы сейчас ставим вопрос перед Европейским союзом, чтобы запретить товарищу Коновалову въезд в Европейский союз.
ЛГ: А Европейский союз пойдет на это?
ВР: Посмотрим. Я думаю, что пойдет. На самом деле у нас очень много сторонников в Европейском парламенте, в Европейской комиссии, в парламентах европейских стран. Они принимали решение по «списку Магницкого». Для них это важный прецедент. Я считаю, что шансы на евросанкции сейчас выше 50 процентов.
ЛГ: Но ведь в политике, как мне кажется, нет друзей и врагов. Там есть целесообразность.
ВР: Нельзя все сводить к целесообразности. На самом деле в демократических странах очень много людей, которые верят в добро и зло. В Европе огромное количество политиков, которые бы обиделись, если бы мы им сказали, что не верим в то, что у них есть какие-то принципы. Они бы очень обиделись, потому что вся их жизнь доказывает обратное. На таких принципиальных политиков вся надежда.
ЛГ: Большое спасибо. Напомню, что сегодня у нас в гостях был политик, сопредседатель оппозиционной «Партии народной свободы» Владимир Рыжков.
Материал подготовили: Лев Гулько, Мария Пономарева, Алексей Козин, Дмитрий Романов, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Комментарии