Напомним, в качестве возможных преемников Валентины Матвиенко называли главу президентской администрации Сергея Нарышкина, его заместителя Сергея Беглова, управделами президента Владимира Кожина, спикера Госдумы Бориса Грызлова и как наиболее вероятного кандидата — вице-премьера Дмитрия Козака.
Впрочем, эксперты отмечали, что при всей своей несомненной эффективности в качестве кризис-менеджера Козак не сможет переехать в Петербург — в правительстве он отвечает за огромный круг вопросов, связанных с олимпийским строительством, а это не тот фронт, который можно покинуть. Остальные фигуранты затянувшейся питерской интриги тоже, судя по всему, не устраивают федеральный центр или, наоборот, слишком устраивают на ныне занимаемых должностях (как тот же Нарышкин, уход которого с поста главы администрации президента нарушил бы баланс сил в тандеме).
Москва тасует колоду с одними и теми же замусоленными картами. В стране очевиден кадровый голод, что особенно заметно на примере ротаций в высших эшелонах власти. На протяжении доброго десятка лет мы наблюдаем бесконечные рокировки в «высоких кабинетах», и сегодняшняя питерская история — лишнее тому доказательство. По сути, любые отставки и назначения на руководящие должности (если это, конечно, не связано с уголовными делами) являются лишь мягкой пересадкой из губернаторского кресла в сенаторское или из депутатского в министерское.
Понятие политической синекуры получило гипертрофированное развитие: под отслужившего свое на высоком посту чиновника всегда подставят почетную табуретку в каком-либо агентстве, службе или секретариате. Наиболее яркие примеры — Михаил Фрадков, переселившийся из Белого дома в Службу внешней разведки, Сергей Степашин, сменивший премьерский пост на должность главы Счетной палаты, и Николай Патрушев, доживающий до пенсии в Совбезе.
Причина консервации политической элиты проста: социальные лифты в стране проржавели и практически не двигаются. В конце 80-х — начале 90-х годов одним из главных требований сторонников реформ было радикальное обновление управленческой системы, омоложение чиновничьего корпуса. Прошло 20 лет, и все вернулось на круги своя.
Стало даже хуже: во времена владычества КПСС система была гибче, у целеустремленного человека имелась возможность подняться с комсомольских постов к самому партократическому олимпу, и для этого не обязательно было быть однокурсником генсека или работать с ним когда-то в одном обкоме парии. Хотя и это, конечно, зачастую оказывалось решающим моментом в карьере, но все же не было чем-то само собой разумеющимся.
Комментирует Алексей Титков, ведущий эксперт Института региональной политики
Полагаю, причина того, что преемник Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга до сих пор неизвестен общественности, проста: Валентина Ивановна пока сохраняет свой пост, в отставку она не подавала. То есть формального повода подыскивать ей замену нет. Поэтому у Дмитрия Медведева есть время на то, чтобы спокойно заниматься подбором. Сроки не поджимают.
Если говорить конкретно по главам регионов в целом, то ни кадрового голода, ни сложностей с подбором кандидатов здесь нет. Определенные трудности существовали до введения в 2009 году нового порядка подбора людей на эту должность. Раньше список претендентов, так или иначе, приходилось согласовывать с региональными элитами, чей вес позволял им торговаться и порой даже шантажировать федеральный центр. Это ограничивало возможности федералов в том, кого они могли предложить регионам.
Сейчас же ситуация изменилась. Вероятность регионального «вето» близка к нулю. И в Москве могут выбирать кого хотят. Теперь вопрос подбора губернаторов — дело Медведева и еще нескольких ключевых лиц. Насколько назначения эти удачны — уже другой вопрос.
В свое время активно обсуждался шаг по созданию кадрового резерва — так называемой «золотой сотни» президента. Сейчас об этом списке никто не вспоминает. Не очень понятно, что делать с этой сотней, было с самого начала. Концепция кадрового резерва не содержала в себе конкретных механизмов по использованию входящих в него людей. Не было и гарантий, что из этой сотни будут назначать на какие-то должности.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов
Граждане России (ГАЗПРОМ) выберут нового Президента большой и необъятной страны. Надеюсь не Путина В.В.
Чего скрывать, сегодня мы живем в полицейском государстве. Чиновники в погонах — куда не зайди везде. Страна должна меняться, а при тандеме это нереально. Это правда. Наверху — обман и блаженство, правда и радость — внизу. Слова замечательного писателя Евгения Шишкина из нового романа «Правда и блаженство».