Во всех предвыборных кампаниях современной России принимали участие «группы поддержки» тех или иных партий, собранные из звезд шоу-бизнеса и спорта. Можно вспомнить президентские выборы 1996 года, когда Борис Ельцин лихо отплясывал вместе с Женей Осиным, а музыканты начинали концерты словами «Голосуй или проиграешь».
Безусловно, некоторые представители нашей богемы давно уже стали частью политического истеблишмента. Иосиф Кобзон и Станислав Говорухин, Николай Губенко и Юрий Шевчук заняли свою нишу в российской общественной жизни, и вряд ли кто-нибудь может упрекнуть их в лицемерии. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Обычно наши селебрети призывают голосовать за тех, кто способен спонсировать их концерты, гастроли, попросту дать денег, эфирное время или закрыть глаза на их манипуляции с налогами и тому подобное. Российский шоу-бизнес с точки зрения Налогового кодекса — вещь любопытная и почти никем не исследованная. Это же относится и к нашим спортивным звездам.
Нигде в мире узнаваемость в сфере развлечений не служит индульгенцией от наказания за разного рода грешки: от получения никем не учтенных гонораров наличкой до нарушений правил дорожного движения. Причем в своих многочисленных интервью звезды без тени смущения рассказывают, как их останавливают гаишники и, узнав, отпускают. В то время как их западные коллеги в этих случаях не только не избегают наказаний, но еще и извиняются потом перед всем миром.
В любом случае личные связи с властью нашему шоу-бизнесу необходимы. Именно это и гарантирует его представителям безнаказанность практически во всем. А предвыборная пора — лучшее время, чтобы такими связями обзавестись.
Но винить только певцов и актеров, охотно агитирующих за тех, кто может обеспечить их старость, было бы не совсем верно. Беда в том, что привыкший к «ящику» российский потребитель не слишком искушен в знании современных политических реалий. По опросам, в РФ узнаваемы только первые лица государства и партий. Основную массу министров, депутатов и сенаторов народ не знает не то что в лицо, но и по фамилии. А вот звезд и звездочек ТВ Россия любит. Нищая провинция, где нет никаких развлечений, кроме телевизора, к ним настолько привыкла, что не может отличить экранный образ от настоящего человека.
На эту странную российскую особенность первыми обращают внимание европейцы, долго живущие в нашей стране. В Старом Свете звезды много занимаются благотворительностью, борются с расизмом и противопехотными минами, участвуют в антивоенных акциях, но ни в коей мере не позволяют себе подражать политикам. В США ситуация немного иная, но и там кроме Рейгана и Шварценеггера удачную политическую карьеру сделали немногие.
Восприятие политической действительности у европейцев и американцев, как мы видим, несколько иное, чем у нас. Общественную и политическую деятельность среднестатистический житель стран с развитой демократией все же разделяет. И заявление, например, Мадонны о том, какого кандидата она поддерживает, никак не влияет на электоральные предпочтения американцев. Это может отразиться на избирательном фонде фаворита поп-дивы — звезды Голливуда, как правило, выделяют немалые средства на избирательные кампании тех, кому симпатизируют.
А у нас слова Аллы Пугачевой, приветствующей приход в политику олигарха Михаила Прохорова, вполне могут помочь «Правому делу» набрать пару процентов голосов. Еще бы: «Наконец-то появился настоящий мужик, который готов делать что-то для страны», — сказала «примадонна». И ведь эти слова способны сделать больше, чем все программы и агитация новоявленного лидера праводелов.
Однако певица почему-то забыла рассказать, что ее и олигарха связывают дружеские отношения уже не один год. СМИ и вовсе сообщали, что Пугачева лечилась в израильской клинике, принадлежащей Прохорову. Так что вполне можно подозревать, что за ее политическими заявлениями прячется корыстный интерес.
Когда наш избиратель научится различать активную гражданскую позицию и стремление «заработать бабла», никто не возьмется сказать. Остается надеяться на политиков — может быть, настала пора перестать пользоваться «паровозами» в виде поп-деятелей и потихоньку привить так называемому электорату элементарные понятия политической грамотности.
Комментирует Дмитрий Абзалов, политолог, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Артисты и спортсмены политикой интересовались всегда. Причем это не чисто российское, а общемировое явление. В некоторых случаях речь идет о жесткой политической позиции, как у Шона Пенна. В других — об умеренных взглядах. Но основная масса деятелей искусства и спорта ее не скрывает. Обостряется ситуация в период выборов, что выливается в открытую поддержку тех или иных кандидатов, политических структур.
Удивительного в этом ничего нет. Ведь те же артисты зависят от государственного финансирования. Основная масса, к примеру, певцов зарабатывает деньги за счет корпоративов. А на корпоративы зовут государственные структуры или частные предприниматели, которые поддерживают те или иные политические партии и объединения.
Многие деятели искусства ищут политическую поддержку для развития своих проектов. Та же Алла Пугачева поддерживала Валентину Матвиенко, рассчитывая на ее помощь в развитии проектов в Санкт-Петербурге. И актеры театров поддерживают политические партии с той же целью.
Спортсмены же, заканчивающие свою профессиональную карьеру — а она не так уж и длинна, — интересуются политикой с точки зрения дальнейшего трудоустройства, для своего личного карьерного роста.
Так что поддержка различных кандидатов и партий спортсменами, артистами, певцами связана именно с их личными интересами. Конечно, они интересуются и общественной жизнью. Но общественные интересы в этом случае намного менее важны, чем личные.
Пока наши звезды, идя в политику, поддерживая кандидатов и партии, делают ставку на узнаваемость, на собственное лицо, профессиональные заслуги. Никаких внятных программ, касающихся их планов на период после выборов, они не объявляют. И поддержка выливается в слова: «Он хороший парень».
К примеру, я сомневаюсь, что Алла Борисовна знакома с политической программой «Правого дела». Охлобыстин же свою программу — если ее можно так назвать — представит только через пару недель. Вполне возможно, что в условиях полной нереальности избрания его президентом речь идет о попытке увеличить свою популярность, кассовые сборы от выступления в Лужниках с программой «Стратегия-77».
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии