Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Способы протестного голосования
ЛГ: Итак, как пишет «Коммерсант», «несистемная оппозиция приступила к бойкот-агитации протестного электората. В числе многочисленных методов — голосование за любую партию, кроме «Единой России». В Центризбиркоме уверены: такое голосование не станет серьезным явлением в предстоящую кампанию». По этому поводу есть публикация и на сайте «Каспаров.Ru» — «Народный бюллетень. Стратегия неравнодушных на предстоящих «выборах». В Интернете обсуждаются четыре варианта с указанием плюсов и минусов, пишет автор. Первый вариант: ставим крест на выборах или приходим на избирательный участок, перечеркиваем бюллетень и пишем в нем что-нибудь соответствующее моменту. Второй: бюллетень возьму с собой и хрен вам, а не мой голос. Понятно, о чем идет речь. Третий вариант: в фарсе не участвуем. Сидим дома, ходим в гости, гуляем по городу или протестуем на улице, но на участок не идем. Четвертый вариант — вариант Навального: идем на участок и голосуем за кого угодно, кроме партии жуликов и воров, так теперь называют партию «Единая Россия». Вам какой вариант ближе?
ВМ: Давайте определимся с целями.
ЛГ: Давайте.
ВМ: Я считаю, что самое главное в этих результатах и для власти, и для оппозиции — это процент «Единой России». Все остальное не важно. Официальный опрос ВЦИОМ показывает, что риск потерять конституционное большинство у них реальный. Не забывайте, что они почти восемь лет живут с конституционным большинством. И то, что они натворили за это время, — это в значительной степени следствие этого большинства. Если у них не будет конституционного большинства, поверьте, это на многое повлияет в будущей российской политике. Если они вообще наберут меньше 50 процентов, то это будет просто убойно успешный результат. И я думаю, что очень многое изменится в нашей стране в ближайшие годы.
Поэтому, если цель состоит в том, чтобы как можно сильнее и как можно ниже опустить результат «Единой России», для этого подходит только один вариант, который все называют вариантом Навального, — голосовать за другие партии. Я всегда прибавляю к этому один нюанс: лучше, конечно, голосовать за заведомо проходные партии. Если вы проголосуете за «Яблоко», «Правое дело» или «Патриотов России», а они, скорее всего, никуда не пройдут, это значит, что ваш голос будет поделен между прошедшими партиями, то есть достанется в большей степени все той же «Единой России». Поэтому надо голосовать за другие партии, причем проходные.
Это неприятная история. Мне лично неприятно это делать. Но давайте все-таки еще раз вспомним о цели. Дело не в том, кто и как там будет разбираться между собой в будущем парламенте. Это предрешенный вопрос. Парламент будет контролироваться. Задача одна: нанести «Единой России» поражение на главных для нее в ближайшее время выборах. Помешать ей добиться той цели, которую она перед собой себя ставит, помешать ей вновь заполучить конституционное большинство.
Бойкот, неприход на выборы, унос бюллетеней — это одно и то же. Потому что голоса считаются от поданных бюллетеней, то есть опущенных в урну. Что люди пришли и унесли их — это все одно. Это работает на «Единую Россию». Чем ниже явка, тем выше ее результат. Математически много раз проверено. Фактически, кто агитирует за такой вариант, тот агитирует за «Единую Россию». Это надо понимать.
Что кается порчи бюллетеней, это более спорный вариант. Но вспомните «Другую Россию» четыре года назад. Один процент недействительных бюллетеней в целом по стране. Люди плохо откликаются на такие экзотические негативные варианты голосования — крест там, верблюда нарисовать или что-то еще. Люди лучше откликаются на какие-то позитивные вещи. Прийти на выборы и проголосовать за партию — это понятно, а что-то там на бюллетене написать — не очень понятно. Не работает.
ЛГ: Но мы же, как мне кажется, всегда объединяемся против кого-то, а не за что-то. Нет?
ВМ: К сожалению, среди оппозиции сложилась такая традиция. Мы пытаемся ее изменить. И то, что к нам потянулось много людей и люди вступили в новую партию, которую мы создали, — это, безусловно, результат того, что у нас появилась некая позитивная повестка дня. За что-то, а не только против. То, что мы так быстро откатились, по крайней мере некоторые коллеги, в сторону старых форм пассивного бойкота и неучастия, отказа от реальности… Заколотиться в избушке и себя там сжечь? Я категорически против.
ЛГ: Кому от этого будет лучше?
ВМ: Нужно понимать, что мы живем в той политической реальности, которая есть. Запрос на протестное голосование в декабре огромный по всей стране. Есть анализ, который показывает, что очень многие люди готовы идти и голосовать таким образом. И даже не потому, что Навальный агитирует. Его в стране знают немногие. А просто потому, что это универсальный и понятный людям вариант. Оппозиция — и КПРФ, и «Справедливая Россия» — таким образом била единороссов на региональных и местных выборах много раз. Поверьте, это сработает и на выборах в Госдуму.
ЛГ: И последний вопрос в этой части. А нужна в бюллетене эта старая-новая графа «против всех»?
ВМ: Нужна, по идее.
ЛГ: По идее, нужна. То есть это тоже добавит…
ВМ: У нас сейчас идет дискуссия на эту тему (там, где еще возможна дискуссия). Говорят, что во многих странах этой графы нет. Это правда. Но у нас переходное общество. Наша политическая система еще далеко не сложилась. А графа «против всех» — она меряет градус недоверия к политическим системе и ее игрокам в целом. Если он высокий, значит, надо что-то менять. Поэтому такая графа в принципе должна быть.
ЛГ: Хорошо. На этом мы заканчиваем вторую часть. А в третьей части нашей беседы мы поговорим о нашем неоднородном обществе, об обществе, где живут люди разных национальностей.
Назова подобную организацию в России. — её не было! Как не было в СССР инородцев ни на Кавказе, ни в Прибалтике, ни в Белоруссии.
Потому что Россия — это татары, мордва, чуваши, якуты, ненцы и т.д. Так что лозунг «русские, вперёд, который вынашивает »сын юриста" Жириновский — путь в никуда, в Белое море, как леминги, которые раз в 14 лет стадом прут в море пока все не утопятся.