Гарри Каспаров, ч. 1
В истории немало примеров строительства тысячелетнего рейха. В какой-то момент все диктаторы начинают рассматривать себя в проекции вечности. Им кажется, что политические системы, которые они выстроили на руинах демократии, зачищенное политическое пространство — гарантия того, что их власти ничего не угрожает. Но это внешнее спокойствие бывает обманчивым.
Если обратиться к совсем свежим примерам, то это волна революций, прокатившихся в арабском мире. Очень показательна, скажем, ситуация в Египте. Она наглядно подтверждает тот факт, что нельзя остановить ход истории, что в условиях довольно бурного информационного обмена, когда технологии позволяют миллионам людей довольно оперативно получать информацию о том, что происходит, нельзя заморозить общество в каком-то состоянии. Такая глубокая заморозка на сколько-нибудь продолжительный срок невозможна.
Кроме того, Россия живет не в вакууме. Наша страна, увы, далеко не самодостаточна. С экономической точки зрения мы фактически сырьевой придаток развитого мира. При высоких ценах на нефть, газ и другие природные ресурсы власть еще может как-то поддерживать минимальный социальный баланс в обществе, несмотря на продолжающийся рост коррупции, которая в России уже перестала быть проблемой, а стала системным фактором. Но эта конъюнктура, скорее всего, со временем начнет меняться.
Мир стоит на пороге больших экономических потрясений. И в этих условиях наиболее слабые звенья системы, к которым относится в том числе и Россия, попадут, скажем так, под исторический каток, который будет выравнивать площадку для каких-то новых, пока нам даже трудно сказать каких, геополитических конструкций.
Совершенно очевидно, что путинская Россия к вызовам времени, к вызовам XXI века абсолютно не готова. Поэтому делать 12-летний прогноз было бы, наверное, чересчур самонадеянно.
Вообще, самонадеянность власти — это один из первых симптомов полной потери адекватности. На мой взгляд, прогноз надо делать на 12—15 месяцев.
Реперная точка, на мой взгляд, будет в районе февраля 2013 года. К этому моменту в мире наберут обороты кризисные явления. Я не исключаю, что как-то будут скорректированы цены на нефть. Упадут рынки. Скорее всего, рубль продолжит терять в цене.
Кроме того, есть и одна символическая проблема. К зиме 2013 года надо будет ввести в действие весь комплекс сочинской Олимпиады. За год должна быть проведена генеральная репетиция. И очень может быть, что эти конструкции постигнет судьба так и не построенного моста на остров Русский. Такой символ чудовищной коррупции, когда миллиарды долларов исчезают, а вместо моста стоят какие-то непонятные сваи, по большому счету не несущие никакого функционального смысла.
Поэтому, на мой взгляд, власть сумеет протащить этот фарсовый избирательный цикл. Будут потрачены огромные деньги, чтобы обеспечить ей триумф и в декабре, и в марте. Но за этой победой начнется жизнь, в которой граждане России, даже далекие от оппозиции, далекие от радикальных настроений, начнутся задаваться вопросами о собственном будущем и будущем своих детей. И ответы на эти вопросы будут звучать в форме самых жестких обвинений в адрес действующей власти.
Гарри Каспаров, ч. 2
Политическая оппозиция не должна пытаться встроиться в существующую систему координат. Любые попытки найти какую-то зацепку, позволяющую подстроиться под график, который навязывает нам действующая власть, под их календарную политику, ставят оппозицию, если это настоящая оппозиция, в крайне невыгодное положение.
Кремль добился больших успехов в создании дрессированной балаганной оппозиции, и это политическое пространство не дает никаких оснований предполагать, что в нем могут произойти реальные изменения. Все эти балаганные куклы — жириновские, зюгановы, явлинские — они в реальную политику не превращаются.
Поэтому оппозиция должна понимать, что строительство альтернативы должно вестись в параллельном пространстве. Слава Богу, есть Интернет, который позволяет этим заниматься. Нужно пытаться выстроить альтернативу, позволяющую свободным гражданам России, людям думающим, людям, болеющим за свою страну, принимать участие пусть в пока еще виртуальных процессах. Ведь, как известно, из потешных полков создается гвардия. Создать в виртуальном пространстве ту будущую альтернативу, которая рано или поздно, причем, я думаю, гораздо скорее, чем мы думаем, повлияет на ситуацию в пространстве реальном. Потому что реальная российская политика сегодня на самом деле является виртуальной, ибо она не имеет никакой связи с нормальной жизнью.
Парадокс в том, что виртуальном пространстве, в Интернете, можно будет выяснить, что же на самом деле думает страна. То есть у людей должна появиться возможность работать в той системе координат, где белое будет белым, а черное будет черным.
Это непростая работа. И она не приводит к немедленным результатам. К сожалению, очень многие и в оппозиции, и среди критиков оппозиции считают, что отсутствие немедленного результата — к примеру, неспособность что-то сделать 4 декабря — будет означать провал оппозиции. Это надо забыть как дурной сон. Игнорирование этой власти и четкое фиксирование того, что мы вообще ее не воспринимаем. Эти выборы — их нет просто. Не обращать внимания. Этот процесс на самом деле есть нечто происходящее уже на политическом кладбище. Похоронили — и забыли. Надо делать что-то свое.
Мне кажется, такие возможности сейчас есть. Есть несколько интересных проектов, связанных с созданием такого интернет-пространства, независимого телевидения на интернет-технологиях. Надо строить свое. Надо просто дистанцироваться от этой власти. Понимать, что она все равно рухнет, и надо иметь какую-то альтернативу, базирующуюся на нашем понимании, что и в Вологде, и в Красноярске, и во Владивостоке, и в Калининграде, и в Перми есть люди, которые в состоянии что-то сделать. Они должны знать о существовании друг друга.
Мы должны на самом деле налаживать связи между, я уверен, сотнями тысяч людей, готовых что-то сделать, но пока находящихся в вакууме. То есть они должны быть связаны между собой горизонтальными сетями, которые позволят в момент неизбежного краха режима все-таки спасти страну. Страна не должна погибнуть вместе с путинским режимом. А пока, к сожалению, вероятность этого катастрофического сценария с каждым днем возрастает.
Гарри Каспаров, ч. 3
Боюсь, что аналогия с Египтом может оказаться слишком мягкой, потому что еще есть Ливия и есть Сирия, где режим продолжает танками давить людей. Я полагаю, никаких сомнений в том, что Путин отдаст приказ стрелять, быть не должно. Вопрос не в том, готов ли Путин драться и залить кровью страну. Бесспорно, готов. Его поведение и вся трансформация власти указывают на то, что они никуда уходить не собираются. Уходить им некуда. Они собираются находиться здесь вечно, и, соответственно, любая угроза их власти будет встречать самое жесткое сопротивление. Вопрос в другом. Вопрос в том, будет ли достаточное количество людей, готовых им противостоять.
Мы должны прекратить пытаться облагораживать власть. Это надо забыть. Эта власть людоедская. И ничего другого от нее ждать не приходится. Но огромные демонстрации на улицах создают сильнейший дисбаланс сознания у тех, кто должен приказ выполнять. Бравый ОМОН, который в соотношении пять к одному избивает демонстрантов и ломает им руки, — это одна история. А будет ли этот бравый ОМОН так себя вести при соотношении один к пятидесяти? Вопрос открыт. Поэтому очень важно проводить работу, которая могла бы мобилизовать людей.
На самом деле численность имеет очень большое значение, даже если это численность интернетовская. Нужно создавать большие сообщества, объединяющие десятки и сотни тысяч людей, которые реально зафиксированы, — не каких-то там анонимных пользователей, а конкретных людей. Заявление большого количества людей о своей готовности что-то делать может внести в общество какой-то совершенно другой заряд. Потому что все эти лужниковские восхваления фюрера, вся эта ревущая безликая толпа на самом деле не являются поддержкой режима.
Активные люди с четко обозначенной позицией, готовые выступать как свободные граждане, могут быстро создать в стране качественно иную ситуацию. Поэтому ответ на вопрос о том, что случится в момент агонии режима, зависит от готовности большого количества людей принять участие в этих изменениях.
Кстати, понимая это на самом деле, режим держит границы открытыми. И надо заметить, что на фоне всех бюрократических препон — что бы ты ни собирался сделать, нужны многочисленные справки — в одной сфере режим движется в противоположном направлении. Оформление заграничных паспортов будет производиться очень быстро. И это логично вписывается в их концепцию «уезжайте». Они понимают, что уезжать, скорее всего, будут те самые люди, которые могут добиться перемен в стране.
То есть режим борется с переменами путем долгосрочной борьбы с интеллектом. Интеллект, свободомыслие — это качества, присущие динамичной части общества. Поэтому для этой динамичной части общества открыты аэропорты. Уезжайте. Здесь вам рассчитывать не на что. Социальные лифты в стране наглухо закупорены.
К сожалению, возвращение Путина, конечно, создает у большого количества людей ощущение депрессии. И эти разговоры про 12 лет или даже конец российской истории как таковой нацелены как раз на то, чтобы убедить эту массу людей в том, что искать счастья надо за пределами отечества.
Материал подготовили: Роман Попков, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Уважаемый Гарри Кимович. Нынешня полулиберальная власть представляется большин-ству россиян значительно менее страшным злом по сравнению с властью «семьи» имени Первого Президента России. И этом при том, что для мыслящей части общества очевидно, что последняя манипулирует нынышней «из-за кулис». Об этом свидетельствуют открове-ния, например, публичного представителя этого неформального сообщества, связанного круговой порукой, г. Дерипаски, склоки в Лоноднском суде г.г. Абрамовича и Березовско-го и многое другое.
Отсутствие у «семьи» позитивных намерений в отношении России для всех очевидно. К сожалению, деятельность всех правых сил в стране у народа чётко ассоциируется именно с «бандой Наины Иосифовны, Татьяны Борисовны и иже с ними и над ними...».
Идеи либерализма хороши в стране, где крупными персональными собственниками явля-ются созидатели-специалисты (Гейтс, Форд и им подобные). В стране, же где собствен-ность «по мановению палочки» узурпаторов власти (Ельцина никто и никогда не избирал Президентом независимой России (результаты голосования 1993 г. (после расстрела пар-ламента) и 1996 г., как известно всему миру и нашему народу были, со всей очевидно-стью, подтасованы). Все правые в сознании народа однозначно ассоциируются именно с этими бандитами, захватившими власть и собственность в стране и активно разрушающи-ми её. ВВП представляется этаким «Робин Гудом», срубающим головы этому «огнеды-шащему дракону»
Нынешняя полубандитская власть представляется большинству просто «манной небес-ной» на фоне «ельцинизма-гайдаризма», в одночасье уничтожившего вторую экономику мира (объективный факт) и «втоптавшего в грязь» человеческое достоинство подавляюще-го большинства.
Ничего общего с демократией ни «ельцинская», ни «путинская» власть не имеют. Объек-тивно, всегда и всюду она принадлежит собственникам.
Без пересмотра результатов цинично проведённой экспроприации общей собственности мафиозным меньшинством ни о какой демократичности общества, соблюдении в нём за-конности, позитивного развития экономики в стране не может быть и речи. Ни народ — ни сами нувориши, никогда не признают легитимной собственность «потаниныхберезовскихпрохоровыхабрамовичей....». В глазах народа, Вы — активный по-борник этих мафиозо.
Либеральная идея, сама по себе, на мой взгляд, достаточно продуктивная, в нашей стране скомпрометирована окончательно. Переход к ней в стране возможен только при достаточ-ном развитии народовластия, которое достижимо только в результате приобщения к соб-ственности большинства населения (чего, как я понимаю, Вы, увы, не желаете), т.е. только в перспективе. С этого и необходимо было начинать в 1991г. Позиционируя себя демокра-том, создайте действительно демократическую платформу действий. Рыночные отноше-ния должны строиться не только и не столько на достаточной законодательной базе, но, прежде всего, на высоконравственной основе — единственной полноценной гарантии со-блюдения законности. Безнравственный захват основной части собственности через за-хват власти породил крайний правовой нигилизм в самой законопослушной части челове-чества – русских людях. Любой вор и взяточник в настоящее время имеет моральное оп-равдание не только в своих глазах, но и в глазах большинства, поскольку любое преступ-ление меркнет перед бандитским «ограблением тысячелетия», свершившимся в нашей стране в годы откоровенного «ельцинизма-гайдаризма».
Единственная идея и смысл жизни для них --
НЕ РАСКАЧИВАТЬ КОРЫТО.
Всего Вам Доброго!
Да, России не везёт ни с правителями, ни с основной массой, которая, натерпевшись страху голода в 90-е, радуется внезапному «изобилию», не понимая, что без рабов на галерах Россия ушла бы далеко вперёд.