Вскоре после начала оглашения вердикта Юлия Тимошенко встала и, обращаясь к камерам и присутствующим в зале, заявила, что приговор ее не остановит, призвав бороться с властью. Также она заявила, что нынешний приговор — возвращение к репрессиям 1937 года. При этом судья Родион Киреев продолжал читать, не обращая внимания на подсудимую.
Один из лидеров партии «Батькивщина», вице-спикер Верховной рады Николай Томенко уже объявил о намерении оппозиции обжаловать приговор экс-премьеру в украинских судах и Европейском суде по правам человека. Кроме того, он обвинил суд в том, что он был «заряжен» на вынесение приговора.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
Я отнюдь не являюсь симпатизантом Тимошенко. И считаю, что она, может, заслуживает и большего срока тюремного заключения, однако совсем не за то, что ей в итоге инкрементировали.
Создается странный прецедент. Юлия Тимошенко заключила договор не на пустом месте. Давайте вспомним: его заключили во время мирового экономического кризиса. Цена на нефть была 40 долларов за баррель. И все прогнозы мировых экономистов, не только украинских, говорили о том, что цена на нефть будет падать дальше.
Именно в этих условиях Тимошенко заключила, по ее мнению, очень выгодный для Украины договор. Она привязала цену на газ к цене нефти. Однако вопреки всем прогнозам мировых экономистов и лауреатов Нобелевских премий цена на нефть начала расти и достигла нынешней стоимости в 100 долларов за баррель. И в этом случае данный договор оказался крайне невыгодным для Украины.
Теперь неизбежно возникнет вопрос: «А можно ли поголовно судить за допущенную экономическую ошибку глав исполнительной власти?» Ведь если этот прецедент распространить на все государства, то не окажутся ли под судом практически все лидеры Евросоюза, США, а заодно и России?
Несмотря на то что Тимошенко поддерживают тысячи сторонников, дело до революции, конечно, не дойдет, поскольку времена уже не те. Тем не менее не очень понятно, чего добились украинские власти приговором Юлии Владимировне. Ведь они, безусловно, обострили внутриполитическую ситуацию в собственной стране и отношения с Евросоюзом.
Анекдотом выглядит появление сегодня в Брюсселе министра иностранных дел Украины с требованием четко определить перспективы вступления «Незалежной» в ЕС. Ранее Янукович приехал к Медведеву с просьбой снизить цену на газ в отместку предложениям «злого» Путин. Причем именно в тот день, когда президент и премьер присутствовали на съезде «Единой России». Вот так же неудачно посетил Брюссель господин Грищенко.
Отношения Киева и Москвы также двусмысленны, ведь при подписании договора присутствовали две стороны. Если осуждена одна, то тень падает и на другую. Однако другая сторона — отнюдь не уходящий премьер-министр, как им казалось тогда, когда они затеяли этот судебный процесс, а это кандидат в президенты России.
Если Украина на основании этого приговора не будет отказываться выполнять договор, то Россия скажет, что это внутренние дела Украины. Но если она на этом основании вдруг заявит, что не признает договор, то это вопрос для Стокгольмского арбитражного суда, в который тогда может обратиться РФ. Есть еще и апелляционная инстанция, которая может принять другое решение.
Но в любом случае все это будет проигрышем нынешней украинской власти.
Станислав Белковский, политолог
Мотив обвинительного приговора, который был инициирован действующим президентом Украины Виктором Януковичем, двойной. С одной стороны, ему надо было отомстить своей давней политической сопернице. Тем более что на разных этапах политической карьеры нынешнего президента «Незалежной» его постоянно попрекали двумя судимостями. Теперь он хочет ответить своим оппонентам, что и у них с судимостями все не очень плохо.
Еще один важный аргумент — прийти в международный арбитражный суд и отменить газовые контракты с Россией 2009 года. Именно поэтому сегодняшним властям Украины нужен обвинительный приговор для Тимошенко — чтобы его представить в арбитраж, показав, что этот премьер-министр не имел права подписывать этот документ. Значит, поэтому он не действителен.
Для России это плохая новость.
Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Вопросы по поводу газовых соглашений с Россией к Юлии Тимошенко есть. И претензии небезосновательны. Вполне логично, что они актуализированы в такой жесткой форме, как судебный процесс. Впрочем, подобные скандалы периодически случаются и в других, в том числе и европейских странах. Они не редки.
Но здесь едва ли не доминирующую роль играют политически аспекты. Существует всеобщая обеспокоенность по поводу того, что Янукович расправляется со своими политическими противниками.
В случае с партией «Батькивщина», как и со многими другими партиями, роль лидера велика. И сейчас сторонники Тимошенко деморализованы. Крушение партии неминуемо. Хотя, так или иначе, политическое пространство очевидных потерь не понесет. Украине нужны новые лица, лидеры в политике. Это стало очевидным еще на рубеже 2007—2008 годов. Но такой силы пока нет.
На сегодняшний день политическое пространство Украины зачищено под вертикаль власти. Реальной сильной внесистемной альтернативы Януковичу пока не видно. Такие лидеры могут возникнуть неожиданно в результате раскола внутри самой властной элиты, что уже бывало. В случае, к примеру, возникновения крупных конфликтов среди олигархов, поддерживающих сегодня украинского президента. В этой ситуации могут быть восстановлены линии раскола между Восточной и Западной Украиной.
Сложно сказать, как поведет себя в ближайшем будущем Виктор Янукович. Есть версия, что после того, как он добьется максимальных результатов по линии Евросоюза, он сделает резкий поворот в сторону России. Произойдет это, как предполагается, в начале следующего года.
Вопрос в том, сможет ли он блокировать давление со стороны Москвы, которая ждет его ответа по поводу присоединения Киева к Таможенному союзу. Считается, что Путин на своем президентском посту будет данную тему раскручивать. Для него Украина представляет проблему первостепенной важности. Без нее идея Единого экономического пространства лишена смысла. Проект будет незаконченным.
Поведение же Януковича спрогнозировать сложно. Безусловно, он будет лавировать. Но скоро, через два-три года, наступит момент, когда украинскому президенту нужно будет делать окончательный выбор.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии