В последнее время резко возросла активность курдских боевиков, направленная против турецких силовых структур. Курды уже не первое десятилетие борются за создание независимого государства на территории юго-восточных провинций Турции. Сепаратисты чередуют классические партизанские атаки на военных и террористические акты. За последние три месяца в результате их действий погибли около 50 человек.
Самая масштабная акция боевиков была проведена в 19 октября — курды из автоматов расстреляли турецкий блокпост, 26 военнослужащих либо погибли на месте, либо умерли вскоре от ран. Турецкое правительство немедленно начало широкомасштабную акцию возмездия — войска атаковали сепаратистов и на турецкой территории, и в соседнем Ираке.
Ситуация осложняется тем, что Северный Ирак, также населенный курдами, еще с 90-х годов не подчиняется Багдаду. А с момента падения режима Саддама Хусейна в 2003 году иракский Курдистан стал фактически самостоятельным государством, на территории которого бойцы РПК чувствуют себя вольготно.
На протяжении последних лет Анкаре неоднократно приходилось осуществлять военные рейды вглубь Северного Ирака, преследуя формирования РПК. Но сейчас, возможно, случай совершенно особый: турецкая армия еще никогда не несла таких тяжелых потерь в одном бою, и для турок дать достойный ответ — дело чести. Тем более что нынешнее исламистское правительство Турции не отличается мягкостью при отстаивании национальных интересов страны — совсем недавно Ближний Восток сотрясли скандалы вокруг «Флотилии свободы» и конфликта Турции и Израиля, а также добычи киприотами углеводородов на дне Средиземного моря. Плюс ко всему Анкара пытается играть максимально активную роль в революциях «арабской весны», активно поддерживая революционные силы в Сирии и Ливии.
Теперь же ближневосточной бочке пороха угрожает еще одна искра — раскручивающийся турецко-курдский конфликт.
Комментирует Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока
Из истории мы знаем, что туркам вырезать несколько миллионов армян или греков труда не составило. И уничтожение нескольких миллионов курдов вполне может оказаться частью той «большой мести», о которой заявил президент Турции. Вопрос, как это технически будет осуществлено в современном мире. При этом нужно учитывать, что противостоящие туркам боевики хорошо вооружены и мотивированы.
Противостояние турок и курдов за полвека унесло около сорока тысяч жизней. Такая вялотекущая война, которая будет продолжаться и в будущем. До тех пор пока вопрос с турецкими курдами не будет решен.
При этом на другой стороне границы, в Ираке, курдское государство уже фактически существует. Его официального признания еще не произошло по той простой причине, что Ирак пока не распался. Сегодня видимое единство страны поддерживается только американцами. После их ухода Ирака не станет. Вероятность этого — 106 процентов. И тогда мы увидим возникновение Курдистана.
Конечно, турки и иранцы, на территории которых живет значительное количество курдов, прореагируют на это весьма нервно. Следует ждать объединения усилий в борьбе против курдов. Анкара и Тегеран делают это периодически. Так, всего две недели назад они провели совместную операцию против курдских боевиков.
Впрочем, такое объединение усилий, как совместный советско-немецкий парад в Польше в начале Второй мировой войны, частный случай. А конфликт Персидской империи с новой Оттоманской Турцией неизбежен. Он заложен в самой природе — в сверхдержавности, претензии на гегемонизм как Ахмадинежада, так и Эрдогана.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева
Комментарии