И дело даже не в том, что голосами ультраправых наши партии пользоваться не хотят. Еще как хотят! Но не могут в силу ряда причин.
Первая причина — общая для всех легальных политических сил — страх быть обвиненными в экстремизме. Известно, что в последнее время напуганная ростом прежде всего антикавказских настроений федеральная власть жестко карает даже за намеки на радикализм в этом вопросе. И президент, и премьер-министр неоднократно предупреждали о недопустимости использования в предвыборной кампании «разжигающих межнациональную рознь» призывов.
Вторым фактором, мешающим привлечь электорат националистов, скорее всего, является элементарное непонимание того, как это сделать. Все наши партии — общенациональные, то есть имеющие своих сторонников во всех регионах России, в том числе и на юге страны. Выдвинуть популярный лозунг «Хватит кормить Кавказ» они не могут просто в силу того, что должны набирать свои проценты в том числе и там. Кроме того, у большинства партий в уставах и программах черным по белому записано о недопустимости межнациональной розни.
Поэтому вряд ли в ближайшее время ультраправые смогут получить, например, места в Государственной думе. Россия не мононациональная Австрия или Голландия, где националистические партии имеют своих представителей и среди мэров, и в парламентах.
В свою очередь, лидеры ультраправых постепенно из разряда маргинальных и нерукопожатных переходят в ряды медиафигур. Имена организаторов «Русского марша» Дмитрия Демушкина, Владимира Тора и других не менее известны, чем имена многих официальных политиков.
За счет своего авторитета среди приверженцев националистических взглядов, коих становится все больше и больше, они способны оказать некоторое влияние даже на думскую кампанию. Собственно, никто не может предсказать, сколько людей прислушается к их призыву голосовать на выборах за любую партию, кроме «Единой России».
Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR
Существует мнение, что рост националистических настроений, наблюдаемый не только в нашей стране, но и в Европе, связан в первую очередь с экономическими проблемами. Градус недовольства людей повышается, что затрагивает в том числе и приезжих. Дескать, придет экономика в норму — все успокоится.
Но даже если ориентироваться только на экономику, то следует признать, что в ближайшее время напряжение не спадет. Те, кто внимательно следит за ситуацией в странах Европы и США, понимают: мир ждут годы экономических трудностей. А значит, годы межэтнических конфликтов.
Национализм по российскому законодательству подпадает под статью об экстремизме, и системная оппозиция уже видела, что бывает с подобными организациями, — их просто запрещают. Очевидно, что из опасений возникновения проблем с властями, а следовательно, при риске потери в связи с этим финансирования со стороны различных финансовых структур, никто и пробовать не станет.
В итоге дело ограничивается несколькими националистическими заявлениями, сказанными депутатами или кандидатами в депутаты от той или иной «легальной» партии, парой-тройкой лозунгов. Или какими-то законопроектами, предложенными накануне выборов, — достаточно нейтральными, чтобы в СМИ партии не обвинили в поддержке националистов со всеми вытекающими. После выборов за такие документы можно не отвечать, свалив их непринятие на «Единую Россию». Так что системные политики ничем, по сути, не рискуют, мягко пытаясь играть на националистических настроениях россиян.
В условиях сохраняющегося и усиливающегося национального вопроса подобная риторика будет звучать из уст политиков и после выборов — реагировать на настроения россиян нужно. Но до серьезной поддержки националистов дело, конечно, не дойдет.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии