Заказанная Минюстом система мониторинга должна будет анализировать информацию, поступающую из 284 СМИ, — ведомство уже составило соответствующий список. Это только обязательные источники. В целом же аналитику нужно пополнять материалами из не менее чем 5 тыс. источников, в том числе 500 «топовых» блогов. Требуется мониторить не только текстовые, но и аудиовизуальные материалы, причем информация должна обновляться постоянно, в режиме реального времени.
Предусмотрен и «индикатор тем» — негативные сообщения о первых лицах страны и об органах власти будут иметь красную маркировку, позитивные — зеленую, а нейтральные — серую.
Пока трудно ответить на главный вопрос: зачем Министерству юстиции вся эта система, собственно, нужна? Согласно указу президента РФ и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Минюст занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах адвокатуры, нотариата, исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, регистрации актов гражданского состояния, исполнения судебных актов, противодействия коррупции (антикоррупционная экспертиза законопроектов). Про то, что ведомство у нас теперь отслеживает информационные потоки и борется за доброе имя национальных лидеров, нигде не написано.
Вообще-то мониторить новостное пространство и контролировать деятельность СМИ — задача совершенно других органов исполнительной власти. В частности, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Именно чиновники этого ведомства должны отслеживать работу журналистов на предмет соответствия действующему законодательству.
С различного рода проявлениями экстремизма и «чернухи» как в СМИ, так и в блогосфере у нас борются прокуратура, Следственный комитет, а также соответствующие подразделения МВД и ФСБ.
Таким образом, если задача новой, минюстовской системы мониторинга заключается в том, чтобы фиксировать различные «разжигания розней» и распространение сведений, порочащих тандем, то тут Минюст очень далеко шагнул за рамки своих полномочий. С «антиэкстремистского корыта» в России и так кормится полдюжины различных ведомств.
Если же новая система будет собирать материалы только для социальной, политической и политологической аналитики — и здесь Минюст не вписывается в круг определенных ему законом обязанностей. Шерстить новости, выискивая «позитив» и «негатив», — обязанность, находящаяся в сфере компетенции пресс-служб. В данном случае пресс-служб президента и премьера, конкретных министерств и иных органов власти.
«Новые известия» цитируют слова президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова по этому вопросу: «Боюсь, что мне не нравится эта идея. Зачем это Минюсту? Разве пресс-служба Министерства юстиции отвечает за пиар первых лиц государства, чтобы отслеживать подобные новости? Я не верю в это. Это очень сомнительная история, и я не вижу разумного объяснения подобных денежных расходов».
Вполне возможно, именно освоение «денежных расходов» (3,5 млн рублей) и является причиной и целью минюстовской инициативы. И непонятно, что будет хуже для пресловутого гражданского общества — обычная бездарная растрата либо наделение Министерства юстиций новыми надзирающими функциями.
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Александр Газов
Комментарии