Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Евгений Сатановский, ч. 3
Нет ничего вечного. Все уходят. Джордж Вашингтон ушел из истории, Петр I. Даже Владимир Владимирович Путин когда-нибудь уйдет. Что поделать? Вечного ничего нет. Существует, конечно, старенький дедушка Бутефлика в Алжире. Есть старенький дедушка в Египте. Но молодые офицеры, молодые генералы, которые когда-то брали власть, все эти путчисты 50-х, 60-х, 70-х годов, — они стареют. Смена эпох. Смена поколений.
Сегодняшнее поколение — это ислам. А мачо могут быть и без погон. У Эрдогана погон нет. У Махмуда Ахмадинежада погон нет. Разные формы усов и бороды. Гражданские костюмы, никаких аксельбантов, никаких фуражек. Ничего не блестит. Вся эта латиноамериканская хунтоидная масса, которая была столь хороша в старые добрые времена, — кудрявый Каддафи или коротко постриженный Мубарак — уходит. Но и возраст у этих людей какой!
Будет ли от этого лучше? Вряд ли. Все хотели светского Ирана. Будет ли кому-нибудь лучше от того, что у религиозного кума власть перехватит Корпус стражей исламской революции с Ахмадинежадом во главе? Ох, как сильно сомневаюсь! Это как старые большевики, которых в 1937 году заменили сравнительно молодые люди Иосифа Виссарионовича Сталина. Тут-то все самое интересное для Европы и началось.
Будет ли кому-нибудь лучше от того, что турецкий генералитет загнан по пещерам? И теперь там правит «Партия справедливости и развития» во главе с Эрдоганом, пользующимся колоссальной поддержкой масс, коротко постриженные усы которого напоминают усы «отца народа» нашей собственной страны. Если Ахмадинежад — это фюрер иранского народа, то Эрдоган — национальный лидер, ничуть не меньше серьезный, чем был у нас Иосиф Виссарионович Сталин. И родились они в соседних регионах.
Будет ли кому-нибудь легче от того, что в арабском мире свергнуты лидеры военных автократических режима? С чего бы? Есть планы заменить их монархами. Есть планы восстановления сенуситского режима. Кстати говоря, сенуситы — ведь это религиозная монархия, ох какая ортодоксальная и фанатичная. В Ливии есть планы выкраивания суннитского государства с восстановлением роли кого-то из хашимитов. На Аравийском полуострове эти планы работают. Не исключено, что они реализуются и у нас будет не просто ислам, фанатичный или не фанатичный. Если у вас будет не фанатичный политический ислам, не «Аль-Каида», а «Братья-мусульмане», будет ли вам от этого легче? Похоже, что нет. Тем более что это система сообщающих сосудов. Сегодня вы учитесь в не ваххабитском университете Аль-Азхар, а завтра уходите идеологом в «Аль-Каиду». Так происходило много раз в истории. Какие проблемы?
Радикализация ислама происходит достаточно просто. Просто нет пока у исламистов, что называется, под собой ни одного серьезного государства с серьезной армией. Сектор Газа разве что. Но это не очень серьезно. А когда в Египте, в Тунисе, в той же Ливии к власти придет если не «Аль-Каида», то сенуситы, если не классическая «Аль-Каида», то «Аль-Каида» малая, как говорится, живые позавидуют мертвым.
Материал подготовили: Роман Попков, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Комментарии