Михаил Касьянов заявил, что уже пригласил в клуб под рабочим названием «Круглый стол 12 декабря» нескольких известных политологов (Лилию Швецову, Георгия Сатарова), своих коллег по незарегистрированной партии ПАРНАС (Бориса Немцова и Владимира Рыжкова), группу деятелей культуры (Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили, Наталью Фатееву) и известных правозащитников (Людмилу Алексееву и Сергея Ковалева). По его замыслу, это будет абсолютно неофициальное объединение, ставящее перед собой тем не менее серьезные политические цели.
«Это новая форма давления на власть. От теряющего рейтинг Путина власть переходит к элитам — творческим, интеллектуальным, профессиональным, которые, как в 70-е, должны, опираясь на свой авторитет, создавать атмосферу недоверия этому режиму, и тогда Путину придется начинать вести с этими элитами переговоры о добровольном отказе от власти», — утверждает Касьянов и добавляет: «Если в два-три года элиты не смогут объединиться и консолидировать вокруг себя часть общества, то начнется «улица», «арабская весна». А этого нельзя допустить в России».
Еще одно послание было адресовано западным политикам. Экс-премьер рассказал европейцам о «царящем в России путинском режиме, о преследовании инакомыслия, избиениях, убийствах и пытках правозащитников и журналистов и, конечно, об абсолютно нелегитимных выборах, которые предстоят в России», о чем в ЕС, скорее всего, были осведомлены.
«Уже сегодня есть абсолютная ясность, какие результаты будут. Доминировать будет «Единая Россия», так называемая партия. И 4 марта Владимир Путин вновь займет президентское кресло», — заявил он, после чего призвал Евросоюз признать предстоящие парламентские и президентские выборы нелегитимными.
Следует сказать, что часть российских политиков встретила предложение Михаила Касьянова весьма скептически. Так, Олег Шеин, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», которого мы попросили прокомментировать идею экс-премьера, сомневается в том, что бывший глава правительства сможет стать модератором «клуба моральных авторитетов», поскольку сам он, по мнению Шеина, таковым не является.
И вообще, он считает ошибкой то, что Кремль блокирует участие Касьянова, Хакамады и Немцова в выборах: «Следовало бы их допустить, они получили бы свои 2 процента, и на этом все успокоились бы».
Еще более негативную реакцию у нашего собеседника вызвало воззвание Касьянова к поддержке со стороны Евросоюза: «Его действия — провокация. Он изображает дело так, будто в России нет реальной оппозиции, будто вся оппозиционная деятельность инспирирована Западом. А это не соответствует действительности».
Без энтузиазма встретил заявления Михаила Касьянова и его бывший коллега по ПАРНАСу Владимир Милов. Затею с круглым столом он считает бесперспективной: «Политическую работу должны делать политики. Когда ее пытаются переложить на плечи Басилашвили, Фатеевой и Людмилы Алексеевой — это всего лишь попытка прикрыть собственное политическое бездействие и неспособность решить политические задачи. Сейчас не время заниматься абстрактными вещами. Да, у нас выборы нечестные и несвободные, но тем не менее на них будет многое решаться. И реальные политики должны стремиться повлиять на их результаты».
По мнению нашего собеседника, такими заявлениями Касьянов не столько обозначает свои политические амбиции, сколько пытается элементарно удержаться на плаву, остаться если не в политике, то хотя бы в медийном пространстве: «Стратегия моих бывших коллег по ПАРНАСу, которая состоит в бойкоте не только выборов, а всего политического процесса, провалилась. Она не встречает поддержки даже среди несистемной оппозиции. Теперь они ищут другие форматы, чтобы создать информационные поводы, чтобы о них говорили. Вспомните, как в 2007 году, когда Касьянова не зарегистрировали кандидатом в президенты, он просто пропал из политики на три года».
Идею «заграница нам поможет» Милов ни в коей мере не разделяет. По его словам, многие люди в России — в том числе те, кто нормально относится к Западу и не любит Владимира Путина, — не считают возможным бороться за политические изменения в стране с помощью иностранцев. «В принципе я не вижу проблемы в сотрудничестве с Западом, — говорит политик. — Проблема у тех, кто не имеет идейной базы, общественной поддержки и политического актива здесь, в России, а вместо того, чтобы как-то восполнить этот недостаток, едет на Запад и выступает там с красивыми программами «Как нам обустроить Россию».
Владимир Милов добавил, что не следует переоценивать возможности стран Запада осуществлять «внешнее управление» и «вмешательство во внутренние дела», которым пугают народ «охранители» и на которое тайно уповают либералы-неудачники. «До «арабской весны» лидеры США и Евросоюза поддерживали режимы пожизненных диктаторов и, объективно говоря, помогали им давить оппозицию. А когда начались массовые выступления, Вашингтон и Брюссель внезапно прозрели и бросились поддерживать революционеров», — напомнил он.
«Нам надо опираться на собственные силы и не искать поддержки за рубежом», — подытожил Владимир Милов.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии