Новостные сводки последних дней чем-то напоминают начало фильма «На следующий день» и других подобных ему кинолент о третьей мировой войне и ядерном апокалипсисе. Так же по нарастающей между Москвой и Вашингтоном идет обмен неприятными заявлениями, в телеэфире тревожно перечисляются ракетные дивизии. И даже не имеющее прямого отношения к конфликту вокруг ПРО прибытие американского авианосца «Джордж Буш» к берегам Сирии звучит грозным аккордом в этой симфонии на тему холодной войны.
Обыватель и в России, и в США реагирует на эти события по-разному, в зависимости от психотипа: кто-то пугается, кто-то, наоборот, расправляет плечи в приступе патриотического вдохновения.
По большому счету именно на реакцию второго психотипа и рассчитано было телевыступление нашего Верховного главнокомандующего. Ведь с военной точки зрения Медведев не сказал ровным счетом ничего нового.
Его поручение разместить РЛС системы предупреждения о ракетном нападении в Калининградской области для американцев не является неожиданностью — эта РЛС и так уже строится. Объявление о создании системы военно-космической обороны (ВКО) — тоже раскрытие секрета Полишинеля. Формально военно-космические войска созданы, уже даже назначен их командующий, укомплектованы офицерами штабы и наверняка придуманы какие-то особые нарукавные нашивки. Вот только непонятно, чем эти войска вооружать. Эффективное средство перехвата вражеских ракет — систему С-500 — наш ВПК еще только собирается создать. Вроде как к 2020 году войскам обещали около 10 дивизионов С-500, но все стратегические ядерные объекты таким количеством систем не прикрыть.
Уже 30 лет исполнилось обещаниям оснастить наши баллистические ракеты «перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками». Над этой задачей бились еще советские ученые и военные, озабоченные американской Стратегической оборонной инициативой (СОИ). Насколько успешно эти задачи решаются — можно понять, к сожалению, лишь в случае мировой ядерной войны. Размещением ракетных комплексов «Искандер» и выходом из договора СНВ различные высокопоставленные чиновники тоже уже угрожали Западу.
Таким образом, в «ракетной речи» Медведева руководители США ничего сенсационного не обнаружили. Часть американской общественности уже насмешливо списала милитаристский рык Москвы на необходимость работать с внутренней аудиторией перед выборами.
Термин «перезагрузка» относительно российско-американских отношений, скорее всего, можно считать похороненным. Но на деле никакой конфронтации на уровне холодной войны не будет, и сходство с «предъядерными» кинодрамами, к счастью, остается чисто внешним. Военный потенциал США слишком велик, а военный потенциал РФ слишком низок, чтобы в Европе могло начаться какое-то противостояние.
Американцы будут продолжать строить ПРО в Европе — просто на всякий случай. От неожиданностей со стороны Ирана, Северной Кореи. На случай если у русских или каких-нибудь пакистанцев начнется гражданская война (в Пакистане тоже есть ядерное оружие) и ракеты попадут в руки не пойми кого. Да мало ли что может случиться в тревожном XXI веке.
Москва же в ответ на это военное строительство будет бряцать оружием — советским, устаревшим до безобразия, или российским, сверхсовременным, существующем лишь на бумаге. В предвыборные периоды это бряцание будет усиливаться.
Комментирует Александр Храмчихин, эксперт Института политического и военного анализа
Выступление Дмитрия Медведева является чисто предвыборным, и не для чего другого оно вообще не предназначено.
Калининградскую РЛС, о которой говорил президент, собирались открывать и так в декабре нынешнего года, вне зависимости от итогов переговоров с американцами по ПРО. При этом открытие данного объекта к обсуждаемому вопросу отношения вообще не имеет.
Средства по преодолению ПРО на российских ракетах устанавливаются еще с конца 80-х годов. И непонятно, в чем новизна данной меры.
Укрепление ПВО стратегических ядерных сил — это, безусловно, хорошо. Давно необходимый шаг. Но и он имеет крайне опосредованное отношение к проблеме американской ПРО в Европе. К тому же реализовать эту меру можно лишь через пять-шесть лет, когда будут построены новые комплексы ПВО.
«Искандеры», размещенные в Калининградской области, достанут до систем ПРО в Польше, когда они будут там развернуты. До Румынии же, где будут установлены остальные элементы американской ПРО, «Искандеры» достать не смогут в принципе, даже если их разместить ближе — например, в Белоруссии.
Медведев, по-видимому, совершенно не понимает, о чем говорит. Судя по всему, он лишь читал телетекст, который поставили ему на экране.
Вообще же, даже если ПРО будет установлена в Европе в том объеме, в котором планируют американцы, нашим стратегическим ядерным силам она угрожать не будет. По чисто географическим причинам. Нам следовало бы беспокоиться, если американцы решили бы установить ПРО на своей территории, по периметру. Тогда России действительно нужно было бы принимать меры. А сегодняшняя истерика Москвы либо чисто политическая, либо от полной некомпетентности.
Слова президента о нашем возможном выходе из договора СНВ — самая большая глупость в его выступлении. Данный договор выгоден только нам и ограничивает только американцев. И если мы из него выйдем, лучше станет только им. Республиканцы в американском конгрессе яростно требуют немедленного выхода США из этого договора.
Сегодня идут разговоры о конце «перезагрузки», но я не понимаю, в чем она вообще заключалась. Фактически вся «перезагрузка» — это подписание капитулянтского для США договора об СНВ. И из этого договора мы им еще и грозим выйти!
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии