— Как вы оцениваете результаты выборов в Государственную думу?
Нынешние результаты выборов — это безусловное поражение «Единой России». Если исходить из декларированного Владимиром Путиным принципа о том, что Дмитрий Медведев станет премьером в случае победы «ЕР», можно констатировать его поражение — то есть Медведеву стоило бы добровольно отказаться от премьерского поста. Другое дело, что ни Медведев, ни Путин поражения, разумеется, не признают.
— Каковы политические последствия этих выборов?
Многое зависит от действий системной оппозиции. Все партии системной оппозиции получили гораздо больше голосов, чем на выборах 2007 года, и если бы они смогли объединиться, то получили бы возможность создать власти существенные проблемы. Но, боюсь, этого не произойдет и системная оппозиция свою фактическую победу «сольет».
Если говорить о фантастическом сценарии, который не будет реализован, но который я считаю абсолютно правильным, то он состоит в следующем: партии системной оппозиции должны выдвинуть единого кандидата в президенты против Путина. Причем этот кандидат должен быть минимально похож на Путина, точнее максимально не похож. Идеальной кандидатурой является депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева.
Партии системной оппозиции должны перейти к структурным реформам, которые позволят им обрести новое политическое качество. Тот же Владимир Жириновский, который давно уже ищет пути ухода на пенсию, мог бы передать свою партию Алексею Навальному. Это был бы оптимальный вариант для ЛДПР, потому что это вождистская партия, и передача власти от старого вождя к молодому — лучшее, что может быть в ее судьбе. В то же время передача партийного лидерства от Жириновского к его сыну Игорю Лебедеву нежелательна, так как Лебедев, хотя и имеет репутацию хорошего организатора, не наделен политическими талантами, которые позволили бы ему повторить успех отца.
А КПРФ и «Справедливой России» стоило бы объединиться и, убрав старых лидеров — уже неактуальных, — избрать новое руководство во главе со все той же Оксаной Дмитриевой.
Ясно, что всего этого не будет — это лишь мои мечты как избирателя, который хотел бы смены режима.
Главная проблема как раз в том и состоит, что этого не будет, в том, что, несмотря на катастрофическое поражение «Единой России», несмотря на большой успех системной оппозиции, она не сможет конвертировать успех в реальную борьбу за власть.
— 4 декабря несистемная оппозиция, широко анонсировавшая свои протестные акции в столице, не сумела выступить сколь-либо достойно. На той же Триумфальной площади собралось всего лишь около 200 человек. В чем сегодня заключаются проблемы «несогласных»?
Проблема в том, что есть огромный разрыв между двумя позициями. Есть позиция, которую отстаивал я, — это позиция «общероссийского народного тыла», которая заключалась в том, что не надо ходить на выборы. И есть позиция системная, которая сводилась к тому, что надо идти на выборы и голосовать за одну из партий системной оппозиции.
Между этими точками зрения нет компромисса. Но ни в первом, ни во втором случаях выходить на площадь нет никакого смысла. Вот почему несистемная оппозиция не собрала существенного количества людей на свои акции.
Поскольку системная оппозиция не сможет осуществить сценарий, который я описал выше, — не сможет обновиться, выдвинуть новых лидеров и бросить вызов власти, — то в ближайшее время в стране встанет вопрос о создании новой оппозиционной партии, которую можно будет зарегистрировать в течение года–полутора с привлечением лидеров внесистемной оппозиции.
Поэтому тот факт, что 4 декабря несистемная оппозиция не сработала, не означает, что она сама и ее лидеры не будут востребованы в ближайшем будущем.
— Свидетельствует ли падение рейтингов «Единой России» о падении рейтингов Владимира Путина?
Конечно, это означает и падение рейтингов Путина. Независимо от того, был Путин в списке «Единой России» или нет, для большинства народа «Единая Россия» ассоциируется именно с Путиным. Поэтому у Путина будут большие проблемы в связи с президентскими выборами, и обеспечивать ему победу придется манипулятивным и фальсификационным путем, как и «победу» «Единой России».
Поэтому, повторю, очень важным было бы выдвижение единого кандидата от оппозиции, что, к сожалению, невозможно — все партии выдвинут своих лидеров: Зюганова, Жириновского, Миронова, Явлинского. И тем самым полностью дискредитируют идею выдвижения единого кандидата.
Хотя если бы системная оппозиция хотела бороться за власть, а не за место в политической машине существующей власти, то выдвинула бы Оксану Дмитриеву, потому что она является абсолютным «антипутиным» — это умная, интеллигентная женщина, разбирающаяся в экономике.
Если бы КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко» выдвинули единого кандидата в президенты, в РФ вообще бы все изменилось.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов
Вообразим. Вдруг Явлинский ( не совсем русский парень ) президент РФ.
Запрос у общества уже глубоко нацистский.
И никто ему, не совсем русскому парню, не позволит либеральничать. Русские федерасты будут миллионами ( это Вам не кучки нацболов и рефлексирующих интеллигентов ) протестовать. Они хотят ничего не делать, вот прямо как сейчас, орать о своем величии и развлекаться, кидаясь на инородцев с иноверцами.
НацлидЭр сделал свое дело, он создал новую историческую общность людей. Назад дороги нет.
Вот как-то так.