Не нужно быть гением математики и политологии, чтобы понять: железобетонная политическая монополия «партии власти» приказала долго жить. Такое резкое похудение парламентской фракции сильно бьет по престижу «Единой России» — не говоря уж о том, что в ближайшие пять лет единороссы, утратив «квалифицированное большинство», не смогут по своему хотению вносить изменения в Конституцию.
Но насколько существенными станут реальные перемены в политической жизни? За ответами на этот вопрос «Особая буква» обратилась к оппозиционным парламентариям — члену фракции КПРФ Олегу Куликову и депутату от ЛДПР Максиму Рохмистрову.
Олег Куликов, комментируя итоги выборов, сказал следующее: «Я, как солдат, который не может обозреть весь фронт, знаю то, что видел из своего окопа. Реальный результат КПРФ — это 30 процентов в среднем по стране. Показания ЦИКа — это то, что осталось после нашего «раздевания». Во многих регионах коммунисты лишь незначительно отставали от «Единой России», а в некоторых и обошли. В общественном сознании мы закрепились как реальная альтернатива «ЕР», иллюзия несокрушимости и непререкаемости Путина и Медведева разрушена. Думаю, что президентские выборы будут интересными, а результат их — непредрешенным».
Говоря о расстановке сил в будущем парламенте, Куликов выразился так: «У «Единой России» будет простое большинство в Думе, но в обществе у них нет большинства. Половина избирателей отказала в доверии единороссам. Значит, им придется идти навстречу оппозиции».
Его коллега из партии либерал-демократов Максим Рохмистров в качестве иллюстрации «честности» выборов сравнил результаты своей партии в среднем по Москве, где ЛДПР получила около 9 процентов, и данные с тех столичных участков, которые оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней. КОИБы, которые не боятся увольнения и других чиновничьих кар, дают интересные цифры: 18,26, 17,10, 19,48, 18,06 процента голосов за «жириновцев».
«Если бы выборы были честными, — заявил он, — то результат в целом по стране составил более 20 процентов. По некоторым регионам мы зарегистрировали серьезные нарушения. Возможно, мы будем бороться за украденные у нас голоса и, если повезет, изменим расстановку сил в Госдуме. Хотя это будет нелегко. Как сказал один депутат из другой фракции, выборы проводятся по понятиям, а от кандидатов требуют, чтобы они доказывали свою правоту по закону».
Говоря о будущем парламенте, Рохмистров заметил, что квалифицированное большинство необходимо только для принятия законов, меняющих Конституцию, тогда как для проведения всех прочих законопроектов достаточно простого большинства, которое единороссы все-таки получат.
Однако «ситуация все-таки поменяется, потому что в сумме оппозиция получила достаточно голосов, чтобы влиять на процессы в Госдуме».
«90 мандатов, которые предположительно будут у КПРФ, достаточно, чтобы произвести внеочередную проверку Счетной палаты или инициировать импичмент, — говорит депутат. — Кроме того, общее количество депутатов от оппозиции играет существенную роль в защите людей от произвола. Каждый депутат — это боец, который может воздействовать на чиновников. Так что первый шаг к обществу, где решения принимаются в ходе дискуссии, а не решением президиума одной партии, — сделан».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
И Умерли в один день.
В день полного банкротства рашки.