Игорь Смирнов, для которого потеря президентства чревата крупными неприятностями, — достаточно вспомнить о многочисленных делах, возбужденных против его родственников московскими следователями, — всеми силами старается удержать власть, которая ему пока еще номинально принадлежит. Он требует, чтобы республиканский Центризбирком признал выборы несостоявшимися и назначил повторное голосование. Его более удачливые конкуренты — Шевчук и Каминский — возражают против перевыборов или пересчета результатов, однако и «майдан» устраивать не планируют. «Нам нужна стабильность», — говорят они в один голос.
Прокомментировать положение в ПМР мы попросили Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ.
Оценивая ближайшее будущее президента Смирнова, наш эксперт высказался следующим образом: «Удастся ли Игорю Смирнову сохранить власть — зависит от того, насколько он контролирует силовые структуры. Это выяснится опытным путем».
В то же время Жарихин уверен, что в Приднестровье нет условий для установления военной диктатуры. Точнее, военного правления, поскольку диктатура подразумевает жесткие меры устрашения, тогда как речь идет только о свертывании демократических институтов на неопределенный период:
«Трудно представить себе военную диктатуру в ПМР. Республика слишком зависима от финансовой поддержки со стороны Москвы, более того, в принципе не может существовать без этой поддержки. Смирнов не рискнет устанавливать в Приднестровье диктатуру, не согласованную с Кремлем, а российская сторона такой санкции, разумеется, не даст».
По мнению нашего собеседника, причина, по которой Игорь Смирнов (а также его семья и приближенные) внезапно впал в немилость у хозяев Кремля, заключается в его негибкой позиции о статусе Приднестровья. Позиция Смирнова выражается просто: мы суверенное государство и всегда им останемся. А российская политика в регионе строилась из расчета формирования единого молдавского государства — пусть федеративного, с широкой автономией днестровского левобережья. Поэтому Каминский и Шевчук, которые шли на выборы под лозунгами объединения с Молдовой, для России предпочтительнее.
«Что касается роли Москвы во всей этой истории, то ей лучше всего сохранять спокойствие и нейтралитет, — полагает Жарихин. — Я не вижу разницы в позициях Шевчука и Каминского. Бороться за одну из этих кандидатур выгодно неким чиновникам в Кремле, поставившим на него, но абсолютно неважно для РФ в целом».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии