А Б В Шрифт

Медведев пообщался с лидерами несистемных партий, большинство из которых широкой публике неизвестны

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Удальцов, Рыжков, Немцов и некие «бабурины»

Президент встретился с представителями незарегистрированных партий. Среди приглашенных только Сергей Удальцов, да еще Владимир Рыжков и Борис Немцов заслуживают звания политиков. Прочие же гости — исчезающе малые политические величины.
Удальцов, Рыжков, Немцов и некие «бабурины» 20 февраля 2012
Номинальный глава государства поделился с собеседниками интересным наблюдением: поскольку их объединения не имеют государственной регистрации, упрощение порядка учреждения партий и общая либерализация политической жизни для них еще более актуальны, чем для партий-тяжеловесов. И именно с ними он намерен посоветоваться, как нам обустроить политику в России.

 

Приглашение несистемных политиков на чай в «Горках» — часть пресловутого «диалога власти и общества». В нашей стране эта маловразумительная конструкция подменяет собой реальное народовластие. Проверенные временем и практикой формы представительной демократии у нас почему-то не приживаются. В РФ отсутствуют сильные, по-настоящему представительные органы законодательной власти. Зато созданы разноуровневые «припрезидентские» или «приправительственные» советы, принцип формирования которых не имеет ничего общего с народным волеизъявлением. Переживая за «стабильность» (точнее, за собственные кресла и доходы), власть зачистила политическое пространство. Была создана громоздкая система регистрации партий. Неблагонадежным регистрацию не давали, а самых опасных давили «антиэкстремистским» катком. Результат — из легальной политики вытеснены миллионы, которые знают, что их единомышленники никогда не смогут писать законы. Нетрудно догадаться, во что это может вылиться.

«Наша политическая система далеко не идеальна, — самокритично заметил Медведев, — и большинство из присутствующих здесь подвергают ее критике, а иногда и очень жесткой критике. В то же время, для того чтобы менять ее, желательно опираться на общие представления».

Однако выбор тех, с кем Медведев намерен обсуждать перестройку политической системы, вызывает много вопросов. Среди приглашенных только один из лидеров «РОТ-Фронта» Сергей Удальцов, да еще сопредседатели ПАРНАСа Владимир Рыжков и Борис Немцов заслуживают звания политиков, пусть и несистемных. Тогда как глава «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин давно ушел из политики. Сопредседатель партии «За нашу родину» Михаил Лермонтов интересен разве что «громким» именем. Прочие же гости президента-либерала — исчезающе малые политические величины.

По мнению Ильи Яшина, члена политсовета движения «Солидарность», налицо «попытка размыть реальную оппозицию фейковыми организациями». Большинство гостей Дмитрия Медведева «либо достали из нафталина, либо вообще взяли непонятно откуда. Их организации по сути в реальности не существуют».

Примечательно, что среди приглашенных не оказалось ни одного представителя националистических организаций — ни функционеров этнополитического объединения «Русские», ни лидеров национал-демократических группировок. А ведь даже самые малочисленные из них все равно имеют больший вес, нежели фиктивные «зеленые» или существующая лишь на бумаге да в воображении лидера «Партия дела». Как считает Илья Яшин, таким образом Медведев дал понять, что не видит договороспособных фигур на правом фланге — за исключением политического пенсионера Бабурина.

Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода и один из деятелей партии «Демократический выбор», оценивает политическое значение сегодняшней встречи с легкой иронией:

«Я не ждал от Медведева никаких сенсационных заявлений. Медведев похвалил сам себя — сказал, что и раньше было неплохо, а теперь станет еще лучше. Приглашенные политики теперь скажут, что донесли до президента свою озабоченность. Хотя политических последствий эта встреча иметь не будет. Если бы их пригласили к Владимиру Путину — это было бы куда более весомо. Так что встреча по сути своей церемониальная. За истекшие четыре года всем стали очевидны две вещи: Дмитрий Анатольевич ничего не решает и его слово ничего не значит. Этот человек существенно дискредитировал институт президентства. Последние два года он ломал комедию: то читал статью в микроскоп через мозг мыши, то предавался другим подобного рода развлечениям. Симеон Бекбулатович наших дней», — ставит диагноз политик.

Как полагает Жаворонков, в декабре власть была ошарашена масштабом народных выступлений и выразила готовность пойти на уступки. Сейчас же, когда протесты зашли в тупик, у федералов «возникает соблазн не выполнять данные обещания». Кроме того, формальное исполнение обещаний на практике может не означать реальную либерализацию:

«Большинство партий получили отказ не потому, что у них обнаружили недостаточную численность, — напоминает наш собеседник. — Нет, им сказали: если одна запятая не нравится Министерству юстиции — партию нельзя регистрировать. Поэтому механическое снижение нижнего порога численности не значит, что все партии будут регистрироваться. У них могут внезапно возникнуть жуткие проблемы с уставами, как уже бывало совсем недавно».

По мнению Сергея Жаворонкова, в случае если 4 марта «Путину нарисуют 60—65 процентов», власть может и вовсе забыть о декабрьских обещаниях. Чтобы этого не произошло, гражданская оппозиция должна проявить, во-первых, высокую активность на выборах: голосовать за оппонентов Владимира Владимировича, работать в избирательных комиссиях, наблюдать за ходом голосования. Во-вторых, нужно участвовать в акциях протеста и не позволять превратить их в бессмысленную и безвредную клоунаду.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Владимир Титов, Александр Газов

Комментарии

крепостной Вадим, сельцо
Не может нацлидЭр, и иже с ним — контрразведчики, прокуроры, судьи и пр.,
уйти. Они преступники, и ничего кроме русской тюрьмы у них впереди нет.
Это аксиома.
Фима
Назвать человека преступником может ТОЛЬКО суд — вот это АКСИОМА.
А всяким mudakam следует поостеречься в таких обвинениях...всякое может случиться, и случается, к счастью.
крепостной Вадим, сельцо
Уважаемый Фима,

Утверждение что только суд может назвать человека преступником -- это не аксиома в РФ. Потому что рашка это выдуманная страна. Псевдогосударство.
У граждан РФ нет никаких прав вообще, вкл. право на правосудие.
Тот кому сей факт не понятен, тот и чудаковат.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.