Мало кто может быть удовлетворен судебным приговором к 25-летнему тюремному сроку. Но Виктор Бут как раз из числа тех, кому стоит вздохнуть с облегчением: россиянину грозило пожизненное лишение свободы. Теперь же, если учесть, что ему могут зачесть несколько лет, уже отсиженные в таиландской и американской тюрьмах, а также сбросить 15 процентов срока «за примерное поведение», у бизнесмена появится шанс выйти когда-нибудь на свободу.
Освобождение может состояться и еще раньше. США, конечно, вряд ли выдадут Бута России для отбытия наказания на родине. Хотя бы потому, что знают: в РФ Бут сидеть не будет. Но вполне возможен вариант его обмена в будущем на кого-либо из схваченных российской госбезопасностью американских агентов.
Трудно сказать, что послужило причиной сравнительно мягкого приговора. Возможно, американская Фемида руководствовалась политическими соображениями — отношения Москвы и Вашингтона сейчас и так переживают не лучший период, и ухудшать их еще одним скандальным эпизодом было бы явно лишним. А может быть, судья действительно решила, что давать пожизненное за преступление, по сути спровоцированное американскими спецслужбами, — это чересчур.
Как бы то ни было, господин Бут знал, каким рискованным бизнесом он занимается, насколько тесно его коммерция связана с большой политикой — и даже с геополитикой — и как легко нажить себе в этом деле могущественных врагов. Ведь провести грань между легальными и нелегальными военными грузами, между борцами за свободу и террористами любое государство может по своему усмотрению и согласно своим национальным интересам.
Упреки же в адрес РФ за то, что «она бросила своего гражданина на произвол судьбы», вряд ли справедливы: Виктор Бут постоянно является поводом для разной степени жесткости заявлений российского МИДа, его дело находится под неослабевающим контролем наших дипломатов и журналистов. Чем еще можно было бы помочь Буту — трудно понять. Не освобождать же его при помощи вооруженного десанта.
Кстати, некоторые наши соотечественники, сидящие в иностранных тюрьмах, пользуются куда меньшим вниманием Москвы. Например, из МИДа недавно в прессу просочилась информация, что в числе жителей бывшего СССР, арестованных ливийскими революционерами в ходе гражданской войны, есть и россияне. Их, наряду с украинцами и белорусами, держат в неволе за то, что они якобы обслуживали военную технику армии Муаммара Каддафи. Ливийские тюрьмы явно пострашнее американских, а официально внешнеполитическое ведомство РФ вообще не признает факт существования этих заключенных.
Несомненно, российские власти сделают все возможное, чтобы в скором времени обменять Бута на какого-нибудь ученого, «злостно шпионившего в пользу Запада». Ведь такая серьезная штука, как торговля оружием, да еще и в таких масштабах, всегда находится под контролем государства. И Бут, пусть косвенно, «государев человек», скорее всего, связанный с российскими спецслужбами прочными оперативными и деловыми связями.
Комментирует Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам
Говорят, что избранный Виктору Буту срок приговора — 25 лет лишения свободы вместо пожизненного заключения — является заслугой российских дипломатов, которые смогли каким-либо образом повлиять на американские власти и американский суд. Вероятнее же всего, что более мягкий приговор — это не заслуга МИД РФ, а свидетельство того, что США не нашли реальных фактов, которые подтверждали бы обвинение против россиянина.
Фактически дело было построено лишь на одной аудиозаписи. В ходе разговора Бута с мнимыми заказчиками, являвшимися агентами одной из американских спецслужб, российский гражданин заявлял о готовности поставить оружие латиноамериканской группировке, с которой США ведут контрнаркотическую борьбу. Запись сделана с помощью провокации. Агенты сознательно вызвали Бута на такой разговор, стремились воспользоваться его услугами сами.
Нужно признать, что судебная власть в Соединенных Штатах является реально независимой. Судья вел заседание достаточно ответственно, и уже по ходу процесса было видно, что он не находит достаточных оснований для вынесения обвинительного приговора. Но здесь все решали присяжные. Сам судья мог лишь назначить срок отбывания наказания.
Независимость американского суда опровергает версию о давлении на него со стороны Москвы или собственного правительства, с которым наши дипломаты могли бы договориться о более мягком приговоре. Помощь Виктору Буту от российских дипломатов заключалась в оказании содействия его адвокатам, каких-то консультациях.
В самом факте торговли оружием частными людьми нет ничего экстраординарного. США — мировой торговец оружием номер один. Делают это американцы в том числе и с использованием различных серых схем, продавая оружие в горячие точки, находящиеся порой под санкциями. Осуждением Бута Соединенные Штаты просто хотели оказать давление на РФ, и это удалось.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Комментарии