Шеин отмечает, что вышел бы из голодовки еще в конце прошлой недели, но продолжил акцию протеста до того момента, пока несколько его соратников, ранее задержанных, оставались под арестом.
Напомним, выборы мэра Астрахани состоялись в один день с президентскими — 4 марта. По данным городской избирательной комиссии, победил кандидат от «Единой России» Михаил Столяров. Однако его оппоненты, и в том числе Шеин, утверждали: из-за колоссального количества нарушений «победа» Столярова несостоятельна — ни юридически, ни фактически. Так началась астраханская протестная эпопея.
То, что события в Астрахани вышли на федеральный уровень, обусловлено несколькими причинами, среди которых трудно выделить главную. Если бы на месте Шеина оказался менее «резкий» политик, весь протест ограничился бы несколькими демонстрациями и ритуальным (ибо результат предрешен) обращением в суд. Но вряд ли борьба астраханских активистов приняла бы подобный размах, не будь у гражданского общества опыта «зимней русской весны». Если бы ряды «профессиональным оппозиционерам» не пополнили тысячи свежих гражданских активистов. Если бы не было побед над «профсоюзом бюрократов» в Тольятти, Лермонтове и Ярославле.
О перипетиях астраханской эпопеи «Особая буква» писала достаточно, и нет смысла повторяться. Сейчас пора подвести некоторые итоги. Акция протеста Шеина и его сторонников закончена. Во всяком случае, завершился самый острый ее этап. Что дальше? Можно ли считать, что сторонники Шеина одержали победу? Ведь Столяров, которого многие называют мэром исключительно с приставкой «и.о.», не ушел со своего поста, а Владимир Чуров, хотя и признал массовые нарушения в ходе голосования, не считает необходимым отменить его результаты и назначить перевыборы.
Сам Олег Шеин считает, что добился своего.
«Достигла ли голодовка цели — перевыборов в Астрахани? Достигла, — пишет он в своем блоге. – Это как шахматы, когда мат еще не поставлен, но будет неизбежен на восьмом ходу. Было три варианта перевыборов:
— добровольная отставка местного самозваного мэра (но это политическая марионетка, и сам он решений такого рода не принимает, а его босс Боженов не примет никогда);
— референдум о честности выборов 4 марта (но его надо согласовывать через горизбирком);
— суд.
Суд теперь мы выиграем. Наш основной аргумент — видео и оценка ЦИК. Никого не должно смущать, что Чуров сказал об отсутствии фальсификаций. Falsifico — это «переписка», а в Астрахани протоколы не переписывали. У нас просто не показывали отметок в бюллетенях. По статье 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» это является основанием для отмены выборов. ЦИК, кстати, насчитал нарушения закона на 129 участках из 203».
Олег Шеин убежден, что борьба астраханцев «оздоровит ситуацию на выборах мэров Красноярска и Омска (июнь), а также выборах в региональные парламенты осенью». Более того, прошедшая кампания стала шагом вперед по пути формирования активного и сильного гражданского общества:
«Я не ожидал такого резонанса ни в нашей стране, ни за рубежом. Одиночные и массовые пикеты проходили по десяткам городов России, в Париже, Виши, Токио. В Германии группа «Мюнхен за честные выборы» поехала встретить Боженова (губернатор Волгоградской области) и тот сбежал. Лозунг ОДИН ЗА ВСЕХ — ВСЕ ЗА ОДНОГО приобретает черты постоянного движения».
Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации «ГОЛОС», считает, что «определенный результат», пусть и дорогой ценой, был действительно достигнут:
«Были предоставлены видеоматериалы в полном объеме. Удалось получить от Чурова, руководителя нашей избирательной системы, признание того, что на большинстве участков были процедурные нарушения. Такие наблюдаются не только в Астрахани, а на большинстве избирательных участков России, и они должны повлечь за собой отмену результатов выборов. Это не первый шаг на пути к честным открытым выборам — первые шаги были сделаны в декабре, когда возмущенные граждане вышли на массовые демонстрации. Но определенный результат достигнут».
Подобным образом рассуждает и Александр Агеев, соратник Шеина по партии «Справедливая Россия»:
«Да, мы абсолютно убеждены, что голодовка Шеина дала конкретные результаты. Это можно назвать тактической победой. Хотя высшие лица государства пытались затянуть выдачу документов, в том числе видео с камер наблюдения, именно консолидация общества, которая стала выражаться в виде гражданской активности, всеобщая поддержка протеста в Астрахани привела к тому, что Астрахань из символа грязных выборов стала символом борьбы за честные выборы».
«Мы получили практически все, что требовали, — говорит депутат Госдумы. — Дальше следует оценка полученных доказательств в суде».
Суд должен изучить весь объем доказательств — просмотреть записи видеокамер наблюдателей и веб-камер, установленных на участках:
«Суды очень часто, к сожалению, отказываются использовать записи веб-камер в судебном процессе. Это дико: 14 млрд рублей были потрачены на это, чтобы оборудовать избирательные участки веб-камерами, чтобы была возможность отследить нарушения. Получается, что деньги были выброшены зря? Здесь свое слово должны сказать президент и премьер».
«По закону (для отмены выборов — Ред.) необходимо, чтобы нелегитимность выборов была признана на 25 процентах участков, — напоминает Агеев. — Это как минимум на 51 в Астрахани. Олег Шеин собрал нарушения на 25 участках, свидетельские показания фиксируют нарушения на большем количестве участков. А если будут приобщены записи веб-камер — нарушения на четверти участков будут доказаны. На самом деле, нарушения были повсеместными».
Материал подготовили: Игорь Волков, Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии