Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Коррупция на Кавказе: пути решения проблемы
РП: Буквально на днях органы прокуратуры заявили, что на Северном Кавказе разворовываются миллиарды бюджетных денег и все это оказывается в бандитском общаке. То есть получается, что граждане России из своего кармана оплачивают бомбы, которые потом взрываются на станциях метро, в автобусах и так далее. Что делать? Потому что есть разные сценарии. Озвучиваются разные лозунги, в том числе и лозунг отделения России от Кавказа — не Кавказа от России, а именно России от Кавказа. Что вы думаете по этому поводу? Ведь проблему нужно как-то решать.
ВТ: Конечно, надо решать. Слава Богу, в обществе сложился консенсус по поводу того, что такая ситуация является совершенно нетерпимой. Мало того — она является недолгосрочной. Что-то надо менять. Как реально обстоят дела? Кремль говорит о единой нации. Нравится вам это или не нравится, вынужден огорчить жителей Кремля: никакой единой нации не существует.
РП: То есть так называемых россиян.
ВТ: Не существует россиян. Помните, была такая смешная песня еще в 1980-х годах: «Матюгальник на березе голосит, как узбеков, латышей сплотила Русь». Знаете, если взять двух тувинцев, добавить одного чеченца, одного ингуша, одного калмыка и кого-то еще, все равно один русский не получится. Как ни тасуй, не получается, не складывается. Предполагается, что россияне — это такое равное содружество, которое должно отменить русских. Не получится. Русские есть. Общее «россиянство» может возникнуть только в том случае, если мы говорим, что русских нет, что они все дружно влились в пространство россиян. Нет, так не бывает.
Если мы хотим проводить рациональную, разумную политику, надо прежде всего договориться об основах. Принять это как данность: есть русская цивилизация и есть кавказская цивилизация. На Кавказе существует острый конфликт, который расплескивается сейчас по всей территории России. Русские и кавказцы хотят совершенно разных вещей. У русских и у кавказцев разные интересы на Кавказе.
В XX веке благодаря усилиям русских и России, Советского Союза на Кавказе была построена своеобразная цивилизация. Сравнительно высокоразвитая и в техническом, и в социальном смысле по сравнению с тем, что было в XVIII или XIX веке. Но парадокс в том, что самими кавказцами этот уровень цивилизации поддерживаться не может.
РП: Своеобразная — это что означает? Не вполне европейская?
ВТ: Конечно. То, что сейчас на Кавказе, скажем в Чечне, — это не совсем европейская, точнее, совсем неевропейская цивилизация. Тот уровень технической инфраструктуры может поддерживаться за счет чего? За счет массированных финансовых вливаний из Кремля. То есть за счет тех денег, которые забирают у России. Но этого мало. Требуются еще квалифицированные специалисты — русские специалисты. Сейчас о чем говорят кавказцы? О том, что необходимо вернуть на Кавказ русских специалистов. По той причине, что это механизм обеспечения социальных лифтов. Без этого они не работают. Необходимы квалифицированные врачи, необходимы квалифицированные юристы, необходимы квалифицированные инженеры (Грозненский нефтекомбинат так и не могут запустить — не хватает инженеров), необходимы электрики, необходимы те же лифтеры. Квалифицированные специалисты. Казалось бы, а в чем дело? Вроде бы регулярно выделяют квоты на обучение кавказцев в высших учебных заведениях. Но, к сожалению, эти кавказцы либо не возвращаются, если они действительно получают профессию, либо, если они получают липовые дипломы, не являются специалистами, которые могут поддерживать эту цивилизацию. Так продолжаться не может.
Когда мы говорим, что деньги, выделяемые на Кавказ, оказываются в бандитских общаках, — это не совсем верно. На самом деле на Кавказе невозможно четко показать ту грань, где заканчивается легальная власть руководителей республики и начинаются бандформирования. К сожалению, кланы давным-давно интегрированы по всей цепочке. Голова клана находится рядом с Кремлем, а хвост заканчивается в горах, в бандитском формировании. Это все единая система. И деньги ходят по этой единой системе, ничуть не задерживаясь. Мало того, люди в «зеленке», люди в лесах с автоматами — это такой же ресурс этих кланов, как и деньги на счетах в московских, американских или швейцарских банках. Этому длинному, растянутому клану требуются и свои журналисты, и свои министры, и свои депутаты, и свои бандиты, и свои банкиры. Это единая система.
РП: И своя полиция.
ВТ: И своя полиция, и свои тюрьмы, в конце концов. Свои прокуроры, свои адвокаты, свои судьи. Это набор таких вот огромных кланов, которые враждуют между собой на Кавказе. А почему враждуют? За что борются? Борются, собственно говоря, за бюджетную трубу, без которой существование этих кланов невозможно. За бюджетную трубу, которая идет из России на Кавказ и по которой закачиваются ресурсы, благодаря которым эти кланы и существуют. Мало того, по мере своего существования эти кланы расползаются по России, распространяя по ней метастазы своего преступного образа жизни. Ситуация совершено нетерпимая. С этим необходимо покончить.
Складывается парадоксальная ситуация. Кавказ на самом деле благодатная земля. Прекрасный климат, прекрасные условия. Люди на этой земле прекрасно могут жить своим трудом. Но они не хотят работать. Они не хотят в поте своего лица добывать хлеб свой насущный. Они предпочитают, чтобы их кормили за счет русских и России. Нас такая ситуация не устраивает категорически. Нас не устраивают бандитские поборы, нас не устраивает уровень налогов. Нас не устраивает, что забираются деньги у русских регионов и переводятся на Кавказ. Нет, эта ситуация совершенно нетерпима. И уж, конечно, тот уровень коррупции, тот уровень отмывания денег, который мы видим на Кавказе, не сравним ни с чем. Эта такая прачечная по отмывке грязных денег, что аналогов в мире просто нет.
РП: А делать-то что?
ВТ: Прежде всего перестать кормить Кавказ. Если у вас в доме живет опасный крокодил, который с каждым днем становится все больше и больше, потому что вы его подкармливаете, вы напрасно думаете, что, подкармливая его, вы обеспечите себе безопасность в этом замкнутом пространстве. Лучше пусть он будет послабее. Давайте его меньше кормить. Пусть он сам в поте лица своего — не разбоем, а трудом — начнет добывать хлеб свой насущный.
Второй момент. Я полагаю, что на Кавказе необходимо развивать демократические институты. Однако только в той мере, в какой эта демократия способна сама себя обеспечить. Люди работают, собирают налоги. Пусть они демократическим путем решают, как расходовать эти средства. Что касается дотаций из Кремля — извините, этим людям эти деньги давать нельзя.
Необходимо обеспокоиться судьбой русских на Кавказе. За последние 20 лет количество русских на Кавказе сократилось на 50 процентов. Это чудовищная цифра. Территорию Ингушетии, Чечни, большей части Дагестана можно считать уже полностью зачищенной от русских. Это совершенно нетерпимая ситуация. Реально сейчас идет разговор о том, чтобы удержать русских на прилегающих к этим республикам территориях, то есть в Ставрополье и в Краснодарском крае.
Соответственно, разумная и вменяемая государственная политика на Кавказе — это защита русских национальных интересов. Прежде всего необходимо сделать жизнь русских более безопасной. Это предполагает, в частности, разрешение отрядов самообороны и финансирование русских общин. Именно русские общины должны выступить локомотивом экономического развития Кавказа. Именно они. Если русским вдруг потребуются трудолюбивые чеченские электрики, или пастухи, или скотники, или, я не знаю, доярки, — прекрасно. Наймут. А если не потребуются, то, извините, вы неконкурентоспособны. Идите пашите землю на своих делянках в своих аулах и занимайтесь именно этим. Именно русские общины должны стать центрами и локомотивами развития. И прежде всего, если говорить реально и называть вещи своими именами, надо бороться за сохранение русских на территориях, прилегающих к Кавказу. Санитарный пояс совершенно необходим.
РП: Ну что ж, о национал-демократии, о перспективах гражданского протеста и о коррупции на Кавказе мы сегодня говорили с Владимиром Тором, одним из лидеров российских национал-демократов.
ВТ: Спасибо.
Материал подготовили: Роман Попков, Тарас Шевченко, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Александр Газов
Комментарии