— Зачем в украинской оппозиции делаются подобные заявления? Может быть, для поддержки положения и репутации самой Тимошенко? Или она действительно до сих пор решает все?
Юлия Тимошенко — скорее символ, чем реальная власть. Очевидно, идея привлечь ее к выборам состоит в том, чтобы поддержать экс-премьера в преддверии рассмотрения нового уголовного дела, дополнительно накачивая политическим весом. Теперь можно будет говорить, что власти Украины в лице Виктора Януковича пытаются ослабить оппозицию, продолжая процесс против Тимошенко. Фактически же рычагов управления у нее не осталось, она в большей степени важна оппозиции в тюрьме, чем на свободе.
На самом деле в настоящее время освобождение Тимошенко никому не выгодно. Оно невыгодно Януковичу, потому что таким образом он потеряет национальную поддержку. Оно невыгодно оппозиции, потому что в результате они могут лишиться консолидирующего знамени. Естественно, это невыгодно Европе. В случае, если Тимошенко выйдет из тюрьмы, то есть фактически будет оправдана, ЕС придется соглашаться на условия Януковича, придется активно продвигать соглашение о свободной экономической зоне, что, конечно же, боком выйдет Старому Свету, особенно в плане политической и валютной турбулентности.
Как показывает практика выборов во Франции и других процессов, которые там происходят, рост экономического национализма и консерватизма в Евросоюзе достаточно высок. Никто не захочет лишний раз терять рабочие места и экономическую перспективу, особенно в предвыборный период в Европе.
Юлия Тимошенко не может стать депутатом в Раде, но консолидирующим лидером она будет. Здесь основная задача в том, чтобы серьезно повысить электоральный интерес за счет ставки на лидера, который аккумулирует списки, на диссидента, который томится в тюрьме.
— Какова будет реакция Виктора Януковича? Могут Тимошенко ужесточить условия содержания?
С большой долей вероятности, власти, наоборот, постараются максимально корректно «откатать» судебные заседания, дав ей очередной срок. Либо, соответственно, смягчат режим, для того чтобы было выгоднее торговаться с Европейским союзом.
— Прошла информация, что Тимошенко якобы избили в тюрьме и в знак протеста она объявила голодовку.
При этом параллельно появилась информация, что она достаточно хорошо и спокойно себя чувствует в камере. То есть сейчас идет информационная борьба, и заявления ни той, ни другой стороны не соответствуют действительности в полной мере.
Думаю, Тимошенко никто трогать в камере не будет, потому что это политическое самоубийство Януковича. Естественно, этого никто не сделает, потому что мертвая Тимошенко еще более выгодна оппозиции, чем живая на данном этапе. Так что Янукович не заинтересован в ужесточении репрессивных мер в среднесрочной перспективе.
То же самое касается и утверждений со стороны «Партии регионов» на тему того, что Тимошенко всячески игнорирует заседания, достаточно жестко себя ведет с персоналом тюрьмы. Идет информационная война в преддверии очередного этапа судебных заседаний. И с двух сторон будут достаточно жесткие заявления, начиная от избиений и заканчивая обвинениями в достаточно жестких преступлениях с обеих сторон. Поэтому представляемая ситуация не соответствует действительности.
— Вы думаете, что Тимошенко элементарно врет, заявляя, что ее избили до гематом?
Во-первых, если бы ее избили до гематом, она согласилась бы на освидетельствование. Несколько раз были подобные заявления, но ни разу не были доведены до судебных решений. Во-вторых, как я уже сказал, это в принципе невыгодно Януковичу. Есть такое подозрение, что режим у нее достаточно мягкий, поэтому я сомневаюсь в том, что избиение имело место быть. Наконец, никто не стал бы рисковать жизнью оппозиционера в преддверии парламентской кампании.
Сейчас идет борьба за телерадиоэфир. Плюс идет активная фаза переговоров по свободной зоне торговли, и, очевидно, Киев начинает продавливать Евросоюз, чтобы были ратифицированы соглашения о соответствующей зоне. «Газовая принцесса» пытается вернуть внимание к собственной персоне, потому что если Европа с Януковичем договорятся без нее, то в этом случае рассчитывать на освобождение при поддержке Брюсселя ей будет трудно.
Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов
Комментарии