Двенадцатое по счету российское правительство, на первый взгляд, кажется крайне разношерстным по составу, опыту работы и взглядам. Только крайне искушенный в аппаратных тонкостях аналитик рискнет предположить, как будет работать новый кабинет министров в целом и отдельные ведомства в частности.
Часть назначений выглядят предсказуемыми и объяснимыми. Особенно это касается вице-премьеров. Игорь Шувалов, Владислав Сурков, Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин и Александр Хлопонин — старые и проверенные члены команды тандема.
Из двух новых замов премьера широко известен Аркадий Дворкович. Многолетний помощник Медведева знаменит и своей непосредственной реакций на рокировку, объявленную 24 сентября 2011 года. Тогда, прямо во время работы съезда «Единой России», где Медведев предложил баллотироваться на пост президента Путину, Дворкович написал в своем микроблоге в Twitter: «Да уж, нет повода для радости».
Ольга Голодец — бывший вице-мэр Москвы, курировавшая социальные вопросы. Скорее всего, теперь она будет заниматься ими и на федеральном уровне. Голодец была самым богатым членом команды московской исполнительной власти с доходом в 57 млн рублей за 2011 год. В течение 10 лет работала на разных руководящих постах в «Норникеле», а непосредственно перед приходом в мэрию возглавляла совет директоров страховой компании «Согласие». Считается человеком Михаила Прохорова.
Вопросов нет, пожалуй, только к трем министрам. Антон Силуанов и Андрей Лавров не вызывали раздражения ни у общества, ни у экспертов. А назначение бывшего заместителя Сергея Шойгу Владимира Пучкова главой МЧС вообще кажется единственно разумным.
Остались на своих местах Анатолий Сердюков и Виталий Мутко. Последний фром ол хиз харт демонстрировал преданность обоим членам тандема. Что, видимо, и повлияло на его переназначение. Потому как ни в чем другом он не замечен. Если не считать того, что ролик, где Мутко говорит по-английски, надолго стал лидером просмотров в YouTube.
А про министра обороны уже сказано и написано столько, что на деньги, полученные за газетную макулатуру, наверное, можно было бы создать новый танк. Если кто-то из читателей «Особой буквы» знает, что полезного сделал для российской армии Сердюков, просим обязательно нам сообщить. Мы сами не можем.
Из новых министров общественности известны лишь сменивший в МВД Рашида Нургалиева Владимир Колокольцев, глава Минкульта Владимир Мединский, министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев и глава только что образованного ведомства по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов. В научных кругах давно знают нового руководителя Минобразования Дмитрия Ливанова. Он был ректором Национального исследовательского технологического института МИСиС.
Всех остальных министров-новичков стране еще предстоит узнать. Но какими бы хорошими или, наоборот, плохими они ни были, вряд ли кто-то из них сможет быть самостоятельным. Все они — члены российской властной системы. А значит, будут действовать в ее интересах. И только потом в интересах страны.
Евгений Минченко, политолог и политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы
Ничего революционного в новом правительстве нет. Министерские портфели получили люди, уже работавшие в своих ведомствах на различных должностях — в роли замов, исполняющих обязанности министров. Исключение составил Александр Новак, перешедший из родного Минфина в руководство Минэнерго. Загадочная личность в новом правительстве — 29-летний Николай Никифоров. Его назначение стало полной неожиданностью. В целом же это люди вполне подготовленные, с которыми Дмитрию Медведеву будет комфортно работать.
Отставка непопулярных министров — это в том числе и реверанс в сторону общества, «несогласных». Обновили фигуры на шахматной доске. Вот, как говорится, обещали мы на три четверти новое правительство и свое слово сдержали.
Я уже упомянул на прошлой неделе в интервью «Особой букве», что имела место серьезная борьба различных групп за министерские посты. Можно сказать, что группа Сечина — Ковальчуков несколько ослабла, но оглашение кабинета министров — это ведь еще не конец. Противостояние продолжается. Впереди распределение мест по различным агентствам, службам, надзорным ведомствам, которые играют также чрезвычайно важную роль. И по поводу финального распределения сил во власти можно будет сказать только после того, как и в них пройдут все назначения.
Нынешний премьер заявлял, что намеревается обновить правительство, чтобы приступить к реализации «Стратегии-2020», которая писалась экспертами в течение нескольких лет. Документ этот сам по себе большой, и сказать, посмотрев на новый состав правительства, будет ли Стратегия реализовываться, и если да, то в какой степени, сейчас сложно. Для начала следует посмотреть выступление Медведева перед депутатами Госдумы.
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономической политики
Новое правительство — это правительство замминистров, которые стали министрами. Ни о каком фундаментальном смене курса речи здесь, разумеется, не идет. Убрали одиозные фигуры, вроде Нургалиева, и назначили на их место людей из той же системы. Это представители тех же команд.
Можно с уверенностью утверждать, что нынешний кабинет министров будет проводить ту же политику, что и прежний без каких-либо принципиальных изменений. Интересно, что люди, которые назывались, якобы, близкими к Медведеву, получили исключительно номинальные посты — Аркадий Дворкович и Михаил Абызов. Пост вице-премьера, который занял первый, в отличие от шуваловского поста не наделен никакими дополнительными полномочиями. Шувалов возглавлял различные правительственные комиссии, Кудрин совмещал вице-премьерскую должность с министерской. Без подобных совмещений вице-премьер по своему статусу даже ниже, чем обычный министр: по одной простой причине — под ним нет денег. Под министерствами есть бюджет, с которым можно «работать». У вице-премьера же никаких денег, кроме его собственной зарплаты, нет.
Пост же второго человека Медведева — Михаила Абызова — министр по связям с «Открытым правительством» вообще комичный. Это, по сути, общественная организация. Она сама и министерство по связям с ней — воздух. Оба получили посты реально ничем не наполненные. Видно, что правительство формировал Владимир Путин.
Вряд ли в таких условиях «Стратегия-2020» будет реализовываться всеобъемлюще. Она сама является документом, не обязательным к исполнению. В начале 2000-х годов Минэкономразвития во главе с Германом Грефом подготовило предложения по оздоровлению российской экономики. Через 10 лет был подведен итог. Оказалось, что за это время реализовано всего 30 процентов от написанного. Думаю, что подобная судьба ждет и «Стратегию-2020». И это при том, что она не является всеобъемлющим документом. К примеру, в ней не содержится рекомендаций относительно такой важной составляющей для улучшения инвестиционного климата, как судебная реформа.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии