Больше всего в освещении прессой и блогосферой описанной главредом «Новой газеты» Дмитрием Муратовым истории удивляет обширная аналитика на тему «Кампания против Бастрыкина». Подается она так, будто бы «лесной» разговор с Сергеем Соколовым — тоже часть этой самой кампании. Мол, в рамках этой тонкой аппаратной игры, имеющей целью его собственную отставку, глава СКР усадил журналиста в свое авто, намекал на физическую расправу, оказывал моральное давление.
Такой взгляд на ситуацию напоминает вопли доморощенных фундаменталистов о «Кампании против РПЦ» в ответ на многочисленные скандалы вокруг церковных иерархов. Патриарх Кирилл начинает отвратительное судилище по квартирному вопросу с ученым-врачом — «заговор против церкви!». Пресс-служба Патриархии замазывает дорогущие часы на фото патриарха — «заговор против церкви!» Всеволод Чаплин скажет какую-нибудь очередную глупость — «заговор против церкви!».
Так и тут: Александр Бастрыкин жестко, почти в северокавказском стиле, наехал на одного из известнейших журналистов страны — «заговор против Бастрыкина».
На самом деле произошедшее с Сергеем Соколовым свидетельствует в первую очередь не о заговоре против Бастрыкина или отсутствии такового, а о нравах людей, которым государство доверило «меч легитимного насилия». Наболело у человека, у офицера. Накопилось раздражение, может, еще в самолете сто грамм принял, накрутил себя. Думает: «Дай-ка я с этим типом поговорю откровенно». Ну и поговорил. Дикость? Нет, реальность. Такие вот сформировались привычки решать вопросы.
Другое дело, что подобным привычкам и замашкам можно давать волю в периоды аппаратной, внутривластной стабильности. А сейчас далеко не такой период, и Бастрыкину следовало об этом помнить и контролировать себя. Тектонические сдвиги в элитах, связанные с очередной рокировкой в тандеме, еще не закончились. Еще многое не ясно, новые центры силы не сформировались, в эпоху больших перемен надо быть аккуратным, не давать на себя компромата.
Безусловно, главный следователь страны совершил серьезный прокол, который незамедлительно будет использован его оппонентами во власти. Александр Бастрыкин считается человеком Игоря Сечина, многолетнего каудильо «группировки силовиков». Судьба Сечина после возвращения Дмитрия Медведева в Белый дом повернулась не самым благоприятным образом. Говорят, отстранение Игоря Ивановича от реальных полномочий в исполнительной власти — плата Путина Медведеву в благодарность за смиренный отказ Дмитрия Анатольевича продавливать свой второй срок. Некогда всесильному Сечину сейчас дай бог сохранить свой вес хотя бы в нефтегазовой сфере (наверное, впрочем, сохранит), но ему явно не до борьбы за Следственный комитет.
Недоброжелатели теперь наверняка припомнят Бастрыкину и полное отсутствие успехов СКР по так называемым «резонансным делам», и перегибы в рамках расследования событий 6 мая. Вновь заговорит тяжелая артиллерия антибастрыкинцев — депутат-журналист Александр Хинштейн.
Кстати, есть теория, что Бастрыкин, чувствуя, как слабеют его позиции, устроил масштабную спецоперацию с обысками у Собчак, Навального и прочих — для того чтобы продемонстрировать главному работодателю, Владимиру Путину, свою верность и активность. Поможет ли это в свете вновь открывшихся обстоятельств — вопрос. Самое плохое — может и помочь.
Комментирует Андрей Пионтковский, политолог
Бастрыкин — человек Путина. Именно действующий президент привез его когда-то из Санкт-Петербурга в начале 2000-х годов, когда против Владимира Владимировича был мини-бунт Сечина и Устинова, настаивавших на том, чтобы «разбираться» начали не только с Ходорковским, но и с другими олигархами. Разбираться в ситуации и приехал Бастрыкин — человек, которому Путин доверяет лично. Владимир Устинов в результате был уволен ночью, убрали его оперативно.
Заподозрить главу Следственного комитета в целенаправленной игре против Путина невозможно. И обыски в домах оппозиционеров не могли произойти без личной команды президента. Особенно у Ксении Собчак.
Эпизод же с редактором «Новой газеты» — это собственная глупость главы СКР. Путина такие вещи не интересуют. Бастрыкин не выполнял приказ о давлении на оппозиционное издание, а распоясался сам.
Полагаю, что истории о «вывозе в лесок» доверять можно. Сложно предположить, что Муратов и Соколов высосали ее из пальца. Им это вообще ни к чему. Притом что очень рискованно публиковать подобные призывы, просто сочинив ситуацию. «За» говорят и факты: Соколова действительно вытащили в Нальчик, публично поиздевались, привезли обратно. Эти вещи никто не опровергает. И завести в лес тоже могли.
У Бастрыкина, по данным Хинштейна — а они у него серьезные, — есть недвижимость в Чехии, свое дело в этой стране. Руки у него не чисты. Так что на описываемые Муратовым вещи он вполне способен.
В отставку его никто не отправит, не сдаст. Владимиру Владимировичу он верен, повязан с ним. Ему такие и нужны. Сейчас, когда президент находится под мощным давлением общества, проявить слабость власти себе не позволят. А возможная отставка Бастрыкина ими трактуется именно так.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
к Председателю Следственного комитета Российской Федерации
Бастрыкину А.И.
Материалы уголовного дела № 63270 избыточно доказывают, что сотрудники Следственного комитета России по Красноярскому краю, используя служебные положения, по предварительному сговору скрывают хищения чиновниками, банкирами и правоохранителями бюджетных денег, не расследуют по существу факты должностных и уголовных преступлений, фальсифицируют доказательства, изготавливают и используют подложные документы и т.д.
Так, руководитель следственной группы СКР по Красноярскому краю Байкалова изготовила и внесла в материалы уголовного дела № 63270 подложный протокол допроса бывшего главы ЗАТО г.Железногорск Катаргина, руководитель следственной группы Байкалова и следователь Парфенов уничтожили вещественные доказательства, свидетельствующие о соучастии прокурора ЗАТО г.Железногорск Сурина в хищении имущества, заложенного в обеспечение бюджетного кредита, Следственный комитет России по г.Железногорску Красноярского края саботирует расследование заявлений о преступлениях о хищении должностными лицами Железногорского городского суда из уголовного дела № 63270 протокола судебного заседания и аудиозаписей судебных заседаний, внесении должностными лицами Железногорского городского суда в уголовное дело подложных документов и т.д.
Господин Председатель Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкин Александр Иванович!
Все это Вам хорошо известно, в том числе из материалов, переданных Вам из Администрации Президента РФ, из Счетной палаты РФ, из копии находящегося у Вас уголовного дела № 63270 и еще из десятков не доведенных до конца и закрытых уголовных дел о преступлениях чиновников, банкиров и правоохранителей Красноярского края (уголовное дело № 25056 и др.).
Надеюсь, что Вы, председатель Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкин Александр Иванович лично отреагируете на данное обращение в рамках имеющихся у Вас полномочий Главного Следователя России.
Журавлев Сергей Николаевич,
инвалид в результате издевательств следователей
14 июня 2012г.