Немного истории партии: до 2007 года «Народный союз» назывался «Народной волей». На выборах 2003 года партия в составе блока «Родина» прошла в Госдуму, а Бабурин стал заместителем председателя парламента. Вместе с ним в Думу попали Виктор Алкснис, Сергей Глотов и Иван Викторов.
В 2007 году «Народный союз» Сергея Бабурина выдвинул собственный список кандидатов в Госдуму. Однако ЦИК отказался его зарегистрировать.
Съезд новой партии состоялся в 2011 году. Председателем организации избрали, само собой, Бабурина, а его заместителями стали Иван Миронов, который проходил обвиняемым по делу о покушении на Анатолия Чубайса, российский боец смешанных единоборств Роман Зенцов, а также давние соратники Сергея Николаевича Ирина Савельева и Сергей Стебанов.
Годы вне Думы Бабурин провел в Российском государственном торгово-экономического университете, где он с 2002 года работает ректором. До него этот вуз назывался институтом советской торговли. Как пишут в комментариях блогеры, для регистрации своей партии их ректор собрал со студентов и сотрудников университета подписи в добровольно-принудительном порядке. Вот и набралось 500 человек.
Вообще, Сергей Бабурин, в 1993 году защищавший Белый дом и имевший репутацию кристально чистого человека, за 20 лет сумел подпортить свой имидж. Популистские заявления, ссоры с соратниками, личное барство — все это оттолкнуло от него многих политиков.
«Российский общенародный союз» — мертворожденное детище давно ушедшего в отставку политика. Его регистрация нужна власти только для того, чтобы, отказав другим националистам (Крылову, Демушкину), Кремль всегда мог сказать: «А чем вы недовольны? Вот, Бабурина же зарегистрировали…»
Можно предположить, что теперь Сергей Николаевич будет часто появляться на телеэкране. Так, глядишь, к выборам в Думу народ приведут к выводу, что РОС поддерживает национальные интересы России. А дальше все как обычно: «бабуринцы» пройдут в парламент, забрав голоса у реальных патриотов, и будут помогать выплескивать пар национализма.
Потому что действительно национально ориентированную партию нынешний Минюст никогда не зарегистрирует, ведь власть не может не понимать, что такое движение получит поддержку чуть ли не у большинства населения страны.
Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Полагаю, что, кроме бабуринской партии, другие националистические структуры регистрировать не будут или почти не будут. Когда принимался закон о либерализации регистрации политических партий, перед властью стояли четкие цели: наплодить максимальное количество организаций-спойлеров, чтобы протестный электорат не объединялся вокруг нескольких оппозиционных групп, и создать у избирателя ощущения хаоса, возвращения в 90-е годы, когда существовала масса организаций, шокировать его и вынудить запросить «твердой руки». И сейчас, несмотря на то что партий зарегистрировано уже около двух десятков, все они, по сути, спойлеры той или иной политической силы. Либо тех, которые уже представлены в качестве системной оппозиции, либо тех, которые еще не легализовались, — тех же националистов.
В отношении националистического лагеря у власти прослеживается четкий курс. В настоящее время повторяется история 90-х годов. Тогда наметился альянс между коммунистами и национал-имперцами, в число которых и входил Сергей Бабурин. Если бы такой союз состоялся, ельцинский режим рухнул бы. Сегодня актуален другой альянс — уже либералов и националистов. Яркий пример — Алексей Навальный, синтезирующий националистические и либеральные идеи. Для Кремля итог возможен тот же, что и в прошлый раз, — утрата контроля над ситуацией. Поэтому в настоящий момент искусственно разделяют националистов и либералов, регистрируя отдельные партии от каждого крыла. Но понемногу и подконтрольные.
Сергей Бабурин — политическая фигура даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. В 90-е годы он был ярким политическим деятелем. Но уже в 2000-е потенциал свой растерял, ассимилировался с властью. Наступают 2010-е годы со своей собственной повесткой дня. И политики прошлого десятилетия сложно приспосабливаются к изменившимся реалиям, что уже говорить о политиках 20-летней давности.
Власть делает ставку на управляемую фигуру, но националистический электорат Бабурин сегодня привлечь не сможет.
Будут ли объединяться те же самые либералы и националисты, не находящие среди зарегистрированных партий и их лидеров людей, которые бы отражали их надежды, покажут осенние выборы. На них пойдут все или почти все создаваемые сегодня партии-спойлеры. Однако у меня создается впечатление, что замысел властей раздробить голоса избирателей по подконтрольным псевдооппозиционным структурам того или иного толка провалится. В отличие от ситуации 15—20-летней давности нынешние избиратели намного лучше развираются в политической ситуации, в планах Кремля.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии