Информация о том, что Марии Бароновой предъявят обвинение, появилась несколько дней назад. Напомним, 11 июня, в день повальных обысков в квартирах оппозиционеров, оперативники пришли и к ней. Активистка заявила, что у нее были изъяты «15 отрезков белой материи, 36 см каждая», «значок с символикой ЛГБТ в виде треугольника розового цвета на черном фоне», 55 значков с надписью «Мы придем еще» и другие предметы, а также семейный фотоархив.
Предъявляя обвинение Бароновой, следователь, скорее всего, использует в качестве доказательной базы видеоролики с Болотной площади, на которых видно, как Баронова, находясь возле полицейского оцепления, кричит: «Давите сюда!»
На данный момент под стражей находятся 11 обвиняемых в массовых беспорядках и применении насилия по отношению к полиции. В отношении одного человека — Александры Духаниной — в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде. Еще один проходящий по делу — Александр Каменский — освобожден из-под стражи, так как следствие не смогло предъявить ему обвинение в установленные законом сроки.
По мнению многих оппозиционеров, следственная группа пытается сейчас подобраться к лидерам протестного движения, перевести их из свидетелей в разряд обвиняемых. Член политсовета движения «Солидарность» Илья Яшин на основании поведения следователей во время его допроса высказал в «Твиттере» предположение, что некоторые арестованные ранее участники событий 6 мая уже дали нужные властям показания.
Не так давно от адвокатов некоторых задержанных стало известно, что сотрудники Центра «Э», специализирующиеся на политическом сыске, оказывают на обвиняемых давление. Людям угрожают, что отправят их «сидеть с петухами», если не будут даны показания о руководстве Алексеем Навальным и другими оппозиционными вождями прорывом оцеплений.
Общественность задается вопросом: какие цели преследует СКР, надеясь выйти на обвинение Навального, Удальцова и прочих в организации массовых беспорядков?
С одной стороны, арест публичных, медийных лидеров автоматически превратит их в «мучеников» невиданной святости, взорвет информационное пространство не только в России, но и во всем мире, подтолкнет Запад к восприятию Кремля как аналога режима Лукашенко. Серьезнейшие имиджевые потери для властей неизбежны, а оппозиция столь же неизбежно сплотится и радикализируется.
Но в тоже время, как показывает опыт последних недель, власти зачастую вообще не руководствуются соображениями тонкого политического расчета, действуя по примитивным схемам, достойным той же Белоруссии или Латинской Америки.
Есть и еще одно возможное объяснение продолжающимся репрессиям: лидеров протеста, в первую очередь Алексея Навального, подталкивают к мысли покинуть страну, выдавливают за рубеж. Некоторые — например, Ксения Собчак — уже допускают такую мысль. Но в тоже время вряд ли подобному давлению поддастся тот же Навальный или тем более Сергей Удальцов.
Кстати, Мария Баронова уже заявила, что не покинет Россию.
Материал подготовили: Олег Савицкий, Александр Газов
Комментарии