Безусловно, Дмитрий Медведев в качестве главы кабинета министров с хэштегом #жалкий и Владимир Путин в ранге премьера с его #комнебандерлоги — совсем не одно и то же. Однако, несмотря на устойчивое мнение большинства о зависимом положении Дмитрия Анатольевича и его незавидной роли исполнителя воли Кремля, все не так очевидно, как кажется на первый взгляд.
Нельзя не заметить, сколь рьяно принялся заниматься международными делами всегда любивший представительские функции Путин. А повседневная хозяйственная жизнь страны отдана на откуп премьер-министру. Конечно, глава государства по-прежнему принимает ключевые политические и финансовые решения, но и у Медведева достаточно полномочий. Высшие чиновники, надеявшиеся на то, что экс-президент станет лишь техническим председателей правительства, свою ошибку уже поняли.
Хотя сопротивляться попытались. Достаточно вспомнить публичный конфликт между Дмитрием Медведевым и Анатолием Сердюковым, впоследствии получившим название «эмоциональный срыв». Но силовики назначаются лично президентом. А медведевские креатуры, по мнению экспертов, за дело взялись резво, работают не покладая рук и подчиняются лично главе кабмина. По информации источников, Белый дом трудится в полную силу, а рекомендации Администрации президента — всего лишь рекомендации, но не инструкции.
И в этой ситуации совершенно неясно, почему Дмитрий Анатольевич оказался выведен из-под огня критики за наводнение в Крымске? Ведь все это сфера его компетенции. Однако Интернет обрушился с гневом исключительно на Владимира Владимировича. Более того, справедливые требования отставки губернатора Кубани тоже адресованы Путину, а не лидеру партии, в которой глава пострадавшего региона состоит и которая его на эту должность рекомендовала.
Нельзя также не заметить, что никто не проецирует на Медведева весенние законотворческие деяния «Единой России»: от антимитингового закона до новелл об «иностранных агентах». А между тем ни для кого не секрет, что Путин действительно дистанцировался от «ЕдРа», попрощавшись с партией власти с нескрываемым облегчением. Но лидера «ЕР» в связи со скандальными нормами в печати, в том числе и оппозиционной, не трогали. Все обвинения звучали исключительно в адрес Путина.
Образ президента-демона, отвечающего в стране абсолютно за все и успевающего везде, подобно Фигаро, очень выгоден для самого Дмитрия Анатольевича и тех, кто по-прежнему видит в нем единственную альтернативу Владимиру Владимировичу. Посмотрите, что требуют «несогласные» на своих акциях: Путин, уходи, Путин то, Путин се… Медведев для «рассерженных горожан» никто, его как бы нет перед лицом вселенского зла в виде нынешнего президента.
Но Медведев есть. И команда его тоже никуда не делась. И Аркадий Дворкович, и Михаил Абызов, да и другие представители элиты не ушли в одночасье в никуда, а имеют огромные возможности, влияние и власть. Да и сам премьер уже дал понять, что думает о возвращении в Кремль.
И в перспективе то, что его имя не связывают со скандалами, неудачами и бедами, Медведеву отнюдь не помешает, если он вздумает (или кто-то за него вздумает) баллотироваться в президенты.
Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Критика в адрес Дмитрия Медведева прекратилась по одной простой причине: он перестал восприниматься всеми в качестве субъекта политического действа, самостоятельного центра силы. С ним уже никто не собирается иметь дело — ни ругать, ни хвалить. Поэтому-то оппозиция, Интернет его не трогают. Нынешний премьер окончательно перестал восприниматься как крупная политическая фигура именно в мае, по итогам формирования правительства. К примеру, президентская комиссия по ТЭКу просто взяла и изъяла существенную часть полномочий у правительства.
Попытки окружения Медведева как-то «накачать» его с помощью PR-акций, различных ухищрений носят краткосрочный эффект. Как поездка премьера на Южные Курилы, которая была явно ориентирована на внутреннюю аудиторию и имела целью показать, что он является политиком, принимающим серьезные решения, вызывающие в том числе и международный резонанс.
В целом среди элиты и контрэлиты, оппозиции, Медведев не пользуется каким-либо авторитетом. Для всех он сегодня небольшое либеральное приложение к Путину.
Никаких конспирологических теорий в отношении премьера строить не стоит. Все просто махнули на него рукой.
Сейчас во власти никто не заглядывает на столь отдаленный период как шесть лет. Все ждут в первую очередь осени: что будет происходить с международной экономикой и протестными настроениями в стране. Это на повестке дня. О том, кто будет следующим президентом, никто не задумывается.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии