Самое интересное — Навальный вовсе не открыл Америку. Впрочем, он и не претендует на лавры первооткрывателя. О том, что высокопоставленный госслужащий Бастрыкин является собственником недвижимости в Чехии и учредил там компанию, писал еще Александр Хинштейн в 2008 году. Вот фрагмент из давней статьи депутата в «Московском комсомольце»:
«Фирма LAW Bohemia была учреждена в Праге 1 марта 2000 года. Форма организации — общество с ограниченной ответственностью. Вид деятельности, как уже говорилось, операции с недвижимостью. Уставный капитал — 100 тыс. чешских крон (4 тыс. евро). Все эти сведения без труда можно получить в торговом реестре пражского городского суда — аналоге нашей регистрационной службы; в Чехии информация о коммерческих фирмах является открытой; ее выдают любому желающему.
Есть в этой взятой мной официальной выписке и данные о владельцах LAW Bohemia. Их всего двое:
Александр Бастрыкин, 27.08.1953 года рождения, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 26, кв. №..., Российская Федерация. Взнос в уставный капитал — 50 тыс. крон. Доля в собственности — 50%.
Ольга Александрова, 28.03.1970 года рождения. Адрес, размер взноса и доли — те же.
И дата рождения, и домашний адрес — все совпадает тютелька в тютельку с персональными данными председателя СКП (Следственного комитета при Прокуратуре — Ред.); проверить это было совсем не сложно».
Название LAW Bohemia не должно вводить читателей в заблуждение. Фирма не оказывает юридических услуг, а занимается операциями с недвижимостью.
«Статья Хинштейна вышла 1 июля 2008 года, — пишет Навальный. — После этого жулик Бастрыкин начал судорожно заметать следы и «задним числом» продал свою долю».
Далее в статье блогера-политика приводится расписка, из которой следует, что Александр Бастрыкин продал свою долю в уставном капитале некоей Оксане Петровне Прокоповой.
«Денежные средства получил полностью, претензий к Прокоповой Оксане Петровне не имею», — пишет Бастрыкин.
«Догадайтесь, кстати, заплатил ли генерал-полковник Бастрыкин подоходный налог с этих 50 000 чешских крон в 2008 году? И указал ли он эту сделку в нашей родной налоговой инспекции? — задает риторический вопрос Навальный. — Могу спорить, что нет. Ведь шустрый генерал-полковник именно что заметал следы, а не отказывался от своей недвижимости в Чехии. Отчуждение долей в фирме — формальная процедура, совершаемая с нотариальными действиями. Не мог же жуликоватый Бастрыкин сделать все законно и тем самым подтвердить обвинения Хинштейна. Поэтому он использовал поддельную доверенность и провел фиктивные сделки».
Подпись главы СКР в договоре о передаче доли поделана, утверждает Алексей Навальный, равно как сфальсифицировано и нотариальное заверение документа.
Кроме того, Александр Бастрыкин имеет разрешение на постоянное проживание в Чехии. В самом этом факте нет ничего из ряда вон выходящего, если не принимать во внимание, что Бастрыкин — высокопоставленный госслужащий, носитель государственной тайны, а Чехия входит в блок НАТО, с которым у России, если верить официальной пропаганде, не совсем дружественные отношения.
Познакомив читателей со всеми документами по этому делу, Навальный задает четыре «риторических», как он сам определил, вопроса:
«— как вы думаете, спецслужбы стран — членов НАТО были ли в курсе того, что замгенпрокурора РФ, допущенный к гостайне, обратился в МВД Чехии за получением вида на жительство?
— зная, что генерал Бастрыкин скрывает факт наличия у него вида на жительства в стране — члене НАТО, использовали ли это иностранные спецслужбы в своей работе?
— зная, что генерал Бастрыкин, скрывая свои доли в иностранной компании и подделывая доверенности, совершает преступление, которое скрывает, использовали это иностранные спецслужбы в своей работе?
— является ли Бастрыкин иностранным агентом, а попросту — шпионом, внедренным на один из высших государственных постов в Российской Федерации?»
Далее блогер сообщает, что составил обращения к Владимиру Путину и в Следственный комитет, в налоговую инспекцию (по поводу 50 тыс. чешских крон) и в Федеральную службу безопасности.
Во времена Российской империи офицер, претендующий на службу в корпусе жандармов, должен был быть свободен от долгов и каких бы то ни было финансовых обязательств. Это «преследовало цель, чтобы в корпус не проникали офицеры, запутавшиеся денежно, зависящие от кого-либо в материальном отношении, — писал А.И. Спиридович, автор книги «Записки жандарма». — Жандарм должен был быть независим».
Поговорку про холодную голову, горячее сердце и чистые руки чекиста знают все. Современные защитники внутреннего порядка пытаются подражать царским жандармам и советским чекистам, однако принцип суровой аскетичной честности считают атавизмом. Тот, кому доводилось бывать возле здания, где помещается какое-нибудь силовое ведомство, не мог не обратить внимания на изобилие красивых и дорогих автомобилей. Силовики, особенно высокопоставленные, любят жить на широкую ногу — это ни для кого не секрет. Но когда глава Следственного комитета оказывается владельцем бизнеса в иностранном государстве, да и без пяти минут гражданином этого государства, — тут уместно говорить об угрозе национальной безопасности.
«Проверка должна была быть проведена, и провести ее должны работники Администрации президента, кто занимается вопросами кадровой политики, — считает бывший генпрокурор России Юрий Скуратов. — Нужно установить, насколько соблюдено законодательство о госслужбе, принцип разделения коммерческой и служебной деятельности».
Однако говорить о процессуальной проверке, пока не установлено событие преступления, рано, отмечает Скуратов.
В свою очередь, Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке, называет «безусловно ненормальной» ситуацию, когда собственник иностранного предприятия и обладатель вида на жительство в другой стране получает назначение на столь высокий пост и доступ к государственной тайне. «Его (Бастрыкина — Ред.) просто не надо было назначать, а сейчас надо увольнять. Но никто этого делать не будет», — уверен Кондауров.
Более детально высказался депутат Госдумы Геннадий Гудков:
«Люди даже не представляют, скольким высокопоставленным чиновникам можно присвоить звание иностранного агента. Особенно тем, которые учат нас уму-разуму и патриотизму. Они владеют активами, банковскими счетами за рубежом, занимаются бизнесом, их дети учатся там. Сегодня львиная доля правящей элиты в России полностью зависит от Запада. Она не видит своего будущего в нашей стране и собирается, использовав ее как коррупционный полигон, доживать свой век на Западе, в «нормальных условиях», — Россию они не считают нормальной страной».
Гудков полагает, что, если информация Навального-Хинштейна точная, Бастрыкин обязан «немедленно направить заявление Путину и проситься в отставку».
Он в целом негативно оценил работу Александра Бастрыкина на посту главы Следственного комитета:
«Я посмотрел материалы по Навальному и по Белых. Это попытка, грубо говоря, притянуть муде к бороде. Там нет состава и события преступления. Следователи, которые закрывали дело Навального, на 200 процентов правы, а Бастрыкин пытается подменить следствие политической целесообразностью — действует как наследник Вышинского».
«Могу только поприветствовать труды наших известных блогеров, которые начинают разоблачать наших чиновников. У последних на экране телевизора — слезы за Россию, а у самих — счета, недвижимость, дети за рубежом. Если Навальный нарыл такую информацию — могу сказать одно: молодец», — подытожил Геннадий Гудков.
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов
Комментарии