А Б В Шрифт

Сирия: прогноз развития ситуации на краткосрочный период

Евгений САТАНОВСКИЙ,

президент Института Ближнего Востока

«Западные войска — это не воздушный шарик с горшочком меда»

Какой сумасшедший в предвыборный год будет начинать войну? Предположим, что этого сумасшедшего зовут Барак. Тогда найдите хотя бы три отличия между президентом Бушем и президентом Обамой — лауреатом Нобелевской премии мира.
«Западные войска — это не воздушный шарик с горшочком меда» 6 августа 2012
Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов одобрила резолюцию ЛАГ, осуждающую правительство Сирии за использование танков, артиллерии, вертолетов и самолетов для подавления восстаний в Дамаске. За проект документа, подготовленный Саудовской Аравией и рядом других арабских стран при поддержке Запада, проголосовали 133 страны; 12, среди которых и Россия, высказались против. Вашингтон и Москва продолжают обвинять друг друга в провале планов урегулирования сирийской ситуации, разработанных спецпредставителем ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном. В Белом доме считают, что решение Аннана не продлевать мандат, заканчивающийся 31 августа, стало следствием отказа РФ и КНР от поддержки в Совбезе ООН резолюций по Сирии. В свою очередь, Москва и Пекин выразили сожаление по поводу этой отставки, объявив, что она стала следствием неконструктивной позиции стран Запада и победой тех, кто поддерживает силовой сценарий разрешения кризиса на Ближнем Востоке.

— Как скажется уход Аннана на обстановке вокруг Сирии? Все-таки он был добросовестным посредником.

Мы что могли делали, чтобы ему помочь. Наши американские коллеги говорили, что они пытаются ему помочь. А на самом деле поддерживали гражданскую войну. Понятная ситуация.

Аннан был добросовестным посредником в совершенно проигрышной ситуации, когда сделать было ничего невозможно. Собственно говоря, чего от него можно было и ожидать? Гражданские войны международными посредниками не прекращаются. От посредников здесь толку мало.

Изначально у него не было никаких шансов. Поэтому в момент, когда даже и ему стало ясно окончательно, что всем теперь будет понятно, что он не играет никакой роли и шансов ни на что у него нет, Аннан, будучи чиновником, решил уйти до того, как ему будут предъявлять претензии.

— Но хоть что-то Аннану удалось сделать? 

Ему удалось сделать единственное, что он и мог сделать: он провел множество бесед с политиками и дипломатами. Эти беседы помогли как мертвому припарки в реальной ситуации сирийской гражданской войны. Но, повторю еще раз, ничего другого никто другой на его месте бы и не сделал.

Более того, Кофи Аннан ни одного дела, которым он занимался в течение десятков лет своей политической и дипломатической биографии, реализовать не смог. Это известно очень хорошо. Кофи Аннан — великий лузер. Он провалил все, за что брался. И сирийская гражданская война — еще мелочи.

Если вспоминать геноцид в Руанде, резню хоту и тутси в районе Великих озер, которая перешла в войну, которую часто называют Первой мировой африканской, так это тоже Кофи Аннан. Вспомнить проваленные референдумы по Западной Сахаре и объединению Кипра, которые провалить было, казалось, уж совсем невозможно. И это Кофи Аннан.

Почему в Сирии ситуация, гораздо более сложная, могла как-то благополучно разрешиться?

Я человек советский, и меня учили истории. В наши времена это учение еще существовало. И, насколько я помню, гражданские войны в Америке или в Российской империи, где угодно, не зависят от дипломатов, международных посредников. Это как репей на хвосте у собаки. Он ни помочь, ни помешать, ни затормозить, ни ускорить не может.

Международные посредники, политики, чиновники ООН занимаются своей благородной замечательной деятельностью, исходя из того, что эта деятельность, во-первых, хорошо оплачивается. Во-вторых, дает очень неплохие синекуры: замечательные пенсии, командировочные, возможность ездить по красивым местам и общаться с достойными людьми. Кроме того, она может вам позволить чувствовать себя большим человеком. Но разница между большим человеком и человеком, который чувствует себя большим человеком, — это разница между Наполеоном и его мажордомом, который выступает впереди и одет в красивый камзол, но он не император.

Какую роль может сыграть дипломат в гражданской войне? Где, когда, в какой стране, в какую эпоху это происходило, и почему в случае Кофи Аннана это должно было произойти?

— Вопрос, который не устаем задавать: стоит ли ожидать ввода западных войск в Сирию?

Западные войска — это же не воздушный шарик с горшочком меда из известной сказки про Винни-Пуха, который входит и выходит. Перед тем как куда-то вводить войска, надо понимать, как вы их выводить оттуда будете. Сколько потерь вы готовы нести, готовы ли вы подавлять систему ПВО или не готовы и так далее. Это достаточно дорогое, чрезвычайно затратное мероприятие. По этим войскам будут бить, в том числе и химическим оружием. Об этом режим уже четко просигналил, и правильно сделал, что просигналил.

Какой сумасшедший в предвыборный год будет начинать войну? Если он ее начнет без одобрения ООН, то предположим, что этого сумасшедшего будут звать Барак Обама. Тогда найдите три отличия между президентом Бушем и его неоконсерваторами и президентом Обамой, миротворцем, лауреатом Нобелевской премии мира. Боюсь, что не найдете.

Если будет война с Ираном, то тут можно списать на его ядерную программу, поведение Ирана, на агрессию. А война с Сирией-то зачем? Поэтому есть ли шанс... Ну, все в этом мире может произойти, но он минимальный.

— Какова на данный момент обстановка в Сирии? Как чувствует себя режим Асада, которому прогнозируют крах со дня на день?

Там идет тяжелая гражданская война, активно подпитываемая извне. В том числе идет информационная война, в рамках чего и выдаются прогнозы о том, что режим падет со дня на день. Все это не имеет к реальности ни малейшего отношения.

Наступление террористических группировок на Дамаск провалилось. Мятеж в Алеппо купирован, и войска Асада осуществляют зачистку сунитских кварталов этого города, где укрепились боевики.

Коридор к турецкой границе, по которому должны были продвигаться боевики и вооружение, не пробит. Граница с Ираком, граница Курдистана полностью контролируется курдскими пешмерга, которые являются союзниками Асада, поскольку он им, а конкретно — рабочей партии Курдистана, предоставил все возможности. И на сегодняшний момент понятно, что эти все возможности они будут реализовывать со всей жесткостью. То есть если по нему ударит Турция, то курды ударят Турции в тыл.

Во всем этом я не очень понимаю, а так ли уж плохо положение Асада? Оно не блестящее, как у всякого лидера государства, против которого ведется агрессия, поддерживаемая Саудовской Аравией, Катаром Турцией, западным сообществом. Но оно гораздо лучше, чем, скажем, было у Каддафи. В том числе потому что у него есть опыт того, как воевал Каддафи. Он понимает, что так воевать нельзя, и отбиваться будет до конца.

— В каком положении находится оппозиция? Складывается впечатление, что она ослабила напор?

Любое количество боевиков, которое вы можете подтянуть, — а значительную часть, костяк этой самой оппозиции составляют люди «Аль-Каиды» или люди извне Сирии и ангажированные изнутри Сирии — в конечном счете небеспредельно. Когда вы отстреливаете несколько сотен человек, потом несколько тысяч человек, когда у вас армия, безусловно, испытывает проблемы, но у вас около полумиллиона силовиков, из них треть миллиона — это военные, а дезертиров всего тысяч двадцать, то я не очень понимаю, а в чем, собственно, проблема режима? Вполне может и отсидеться. Если дождется большой войны с Ираном, после чего у западников будут другие проблемы, а вовсе не Сирия, так и вполне может отсидеться.

— Можно ли дать прогноз развития ситуации в Сирии и вокруг Сирии на краткосрочную и долгосрочную перспективы?

Я не даю таких прогнозов. Их должен давать политтехнолог, астролог или аферист. Я стараюсь не входить в эти категории, поскольку предсказывать ходы развития гражданской войны нельзя. Это неблагодарная ситуация. Как говорится, предсказывать надо прошлое, а будущее предсказывать вредно для репутации предсказателя.

Надо отслеживать ситуацию и давать комментарии по развитию ситуации в текущем режиме. Все остальное — это аферизм. Ну, в политике много людей, которые зарабатывают на этом деньги, но я зарабатываю на другом.

 

Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.