А Б В Шрифт

Почему Запад, вопреки расхожему мнению, явно так и не поддержал российские «марши миллионов»

Комментируют Илья Пономарев, Валерий Соловей

Российский «Марш миллионов» против китайского «марша миллиардов»

Несмотря на постоянные утверждения прокремлевских СМИ о том, что российские протестные акции придуманы и спонсируются Госдепом, ни США, ни страны ЕС своей позиции по антипутинским выступлениям четко и ясно не сформулировали. Почему?
Российский «Марш миллионов» против китайского «марша миллиардов» 30 августа 2012
Внутренние спекуляции на внешней политике стоят на повестке политиков давно и везде. Так, во время избирательных кампаний в Европе и США, Латинской Америке и Китае вопрос поиска внешних врагов остается одним из самых важных. Но в России сложилась парадоксальная ситуация: к «врагу извне» апеллирует и Кремль, и оппозиция. Наша власть, пытаясь мобилизовать россиян на борьбу с «несогласными», утверждает, что прокатившиеся по стране протесты организовал Госдеп. Оппозиция же, напротив, не устает повторять, что демократические страны возмущены авторитаризмом Путина. А между тем обсуждаемый обеими сторонами конфликта условный «Госдеп» предпочитает помалкивать. И, видимо, у него есть на то причины.

 

Два аналитических центра США — Белферский центр по науке и международным отношениям Гарвардского университета и базирующийся в Вашингтоне Центр национальных интересов — выпустили в конце 2011 года совместный доклад «Россия и национальные интересы США», где рассмотрели основные тенденции политики Штатов на российском направлении и сформулировали свои рекомендации. Авторы рекомендуют Белому дому предпринять в отношении Москвы ряд действий. Среди них следующие. 1. Вовлечение в процесс создания «дорожной карты» для выработки стандартов безопасности всех видов оружия, оружейного плутония и обогащенного урана, а также подписание нового соглашения, согласно которому стратегические ядерные боеголовки должны быть сокращены до 1000 единиц. 2. Оказание давления на РФ по вопросам условий для инвестиций в энергетическом секторе. 3. Вовлечение РФ в процесс нажима на Пакистан с целью прекращения поддержки им исламистских боевиков. 4. Совместная работа с Евросоюзом для давления на РФ по переговорному процессу с Грузией, в том числе в вопросах членства в ВТО.

Среднестатистический россиянин считает, что нет для США большего врага, чем Россия. Кремль в этом оставшемся со времен Советского Союза заблуждении граждан разубеждать не спешит. Оно и понятно: так удобнее апеллировать к внешнему врагу. Официальная пресса не устает подтверждать данный «факт» цитатами из антироссийских высказываний американских сенаторов или политиков, не утруждая себя объяснениями, что и по какому поводу было сказано. И нам кажется, что вслед за Соединенными Штатами весь западный мир только и следит за тем, что происходит в России.

Но это, к несчастью для всех воспитанных на «Международной панораме», не так. На самом деле даже профессиональные дипломаты ждут, упомянет ли Митт Ромни Россию в своей официальной предвыборной речи (заявления, сделанные на неофициальных встречах с избирателями, не в счет).

Условно говоря, действующий президент Барак Обама, само собой, обязан соблюдать приличия заданной им же самим стилистики «перезагрузки», а вот претендент от республиканцев может себе позволить говорить «честно и напрямую» о приоритетах внешней политики США, какими бы резкими его заявления ни были. И вот если республиканец ничего не скажет, это означает одно: сегодня Россия находится на задворках мировой политики и никому не интересна.

С оставшимся от холодной войны мышлением россиянам трудно понять, что для Запада гораздо более важны отношения с Китаем или ситуация в Пакистане, о которой в РФ знают лишь специалисты. Но никак не наши внутренние разборки, особо не влияющие на геополитический расклад. Амбиции Навального, Собчак, Яшина и других лидеров российской оппозиции — все это для Штатов по большому счету вопросы второстепенного или, будем честны перед собой, третьестепенного значения, на которые американцам можно не обращать внимание.

Тем более что для западного мира — США и Европейского Союза — не столь важно, кто руководит нашей страной. Лишь бы соблюдались все договоренности и ситуация была стабильной.

Хотя Владимир Путин для мирового истеблишмента, конечно, намного удобнее, чем Дмитрий Медведев. С Путиным, по крайней мере, легче договариваться по делу — здесь и сейчас, без всяких «Я передам Владимиру», — а не обсуждать абстрактные демократические вопросы.

Чтобы понять, как устроена политика Соединенных Штатов в отношении стран, не являющихся их союзниками по НАТО, достаточно проследить за развитием отношений между Вашингтоном и Пекином. Кого в пресловутом Госдепе волнует, что Поднебесной руководят коммунисты? Экономика — вот настоящий приоритет. Прагматичный протестантский Запад идеология особо не волнует. Как и не интересует его судьба российской оппозиции в условиях нестабильных цен на нефть и бесконечных конфликтов в районе Персидского залива.

А то, что Вашингтон делает внешне резкие заявления по «делу Магницкого» или встречается с Борисом Немцовым, — это лишь поддержание небольшого огонька внутри России. Это всего лишь знак: мол, ребята, мы в курсе. Но не более того…

Современный мир крайне прагматичен. Все войны и локальные конфликты случаются исключительно по финансовым причинам. Впрочем, так было всегда в истории человечества. Глобализация лишь привела данную ситуацию к общему знаменателю: экономические кризисы стали общемировой проблемой. Вместе с тем в каждой стране проблема решается по-разному и самостоятельно.

Общее здесь одно — во время кризиса никому нет дела до внешней политики. Однако, если международные конфликты способствуют выходу из экономического тупика, тогда да — война, оккупация, контртеррористическая операция, русская «зимняя весна»… Все что угодно.

Так что если Западу из чисто прагматических внутренних соображений будет выгодно обратить внимание на Россию, они это сделают. Но вряд ли такое случится. Слишком мы сейчас слабые…

Илья Пономарев, депутат Государственной думы, фракция «Справедливая Россия»

У нас никогда не было более прозападной власти, чем есть сейчас. Кремль идет на уступки во всех вопросах, которые необходимы «нашим партнерам». Последний пример — побряцали оружием у берегов Сирии, но военные корабли в итоге отозвали, полностью раскрыв возможность для дальнейшей агрессии против этой страны иностранных держав.

Говорить о какой-то конфронтации между Россией и Западом нет никаких оснований. Все слова о врагах в Европе и США — исключительно пиаровская история, выгодная Путину. Ему выгодно, чтобы граждане нашей страны думали, что противостояние есть. Но на самом деле фундаментальные экономические интересы российской элиты находятся на Западе.

Я абсолютно убежден, что если кандидат от Республиканской партии США станет президентом, то, несмотря на все грозные заявления в адрес России, ничего кардинально не изменится. Республиканцы всегда были очень договороспособными, с точки зрения не только российских, но любых властей. Вспомним высказывание: «Это сукин сын, но он наш сукин сын». Этот лозунг будет претворяться в жизнь и в случае победы на президентских выборах республиканцев. Ну а Обама и сейчас поддерживает российскую власть.

Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО

Запад бы, конечно, предпочел, чтобы положение вещей в России изменилось, чтобы режим у нас стал демократическим по западным стандартам. Чтобы иметь дело с режимом более податливым к импульсам, исходящим от него. Но европейцы и американцы понимают, что у них нет ресурсов, чтобы существенно повлиять на ситуацию в нашей стране. И в Европе, и в США кризис, они заняты собственными проблемами.

В Америке российская повестка находится на дальней периферии. Наш специальным образом сфокусированный взгляд выхватывает лишь пассажи о том, что Россия для США враг.

Сейчас политика американцев — политика реализма. Есть у России президент, который контролирует ситуацию, и они будут иметь с ним дела.

Серьезное преувеличение думать, что Запад хочет сменить у нас режим. Это не более чем пропагандистский миф, ориентированный на российское потребление и созданный российскими же властями. Небольшие деньги на финансирование оппозиции оттуда приходят, но идут они от беглых россиян. Суммы эти незначительные.

В конгрессе США законопроект о поддержке развития демократии в России лежит под сукном. Хотя у них есть возможность даже при всей занятости своими делами повлиять на ситуацию. Это удары по российской элите, в первую очередь «законном Магнитского», если он будет принят после США в Великобритании, других странах ЕС. Для российской элиты подобное — катастрофа.

Сами американцы, люди в теме, отношения между Америкой и Россией оценивают как деловые и хорошие. Они говорят: мол, не нужно сравнивать риторику, к которой прибегает российское руководство, с ее реальными делами.

Так что не стоит воспринимать историю о «руке Запада» серьезно.

 

Материал подготовили: Виталий Корж

Комментарии

Агент Смит
Разумеется, американцы не такие идиоты, как «лидеры» демшизовой оппозиции и авторы статьи. Безусловно, именно Россия у них в приоритете и именно по этой причине они не станут помогать «оппозиции», потому что понимают, что если ситуация действительно раскачается, Революция в России будет только красной и уж точно антиамериканской. А даже нынешняя внешне убогая Россия обладает военным, природным и людским потенциалом, чтоб просто перетряхнуть весь мир. Потому именно Путин, а никто другой их устраивает во всех отношениях.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.