А Б В Шрифт

Начнется ли с приходом Митта Ромни в Белый дом вторая холодная война?

Комментирует Валерий Соловей,

доктор исторических наук, профессор МГИМО

Республиканский строй

В начале нулевых мировое сообщество не понимало, кто такой Путин. Он выглядел политиком правоконсервативным, но находящимся в демократических рамках. Сейчас же в отношении к Путину есть определенность: его считают диктатором, точнее, полудиктатором.
Республиканский строй 7 сентября 2012
Кандидат от республиканской партии Митт Ромни выглядит для Кремля куда менее предпочтительным партнером, чем Барак Обама.

 

Определились фавориты президентской гонки в США. 6 ноября американцам надо будет сделать выбор между демократом Бараком Обамой и республиканцем Миттом Ромни. Как в свое время справедливо заметил Андрей Паршев, Россия не Америка, и Америка, соответственно, не Россия. Поэтому трудно даже приблизительно предугадать, кто из двоих кандидатов с наибольшей вероятностью займет пост президента.

В данное время соперники обмениваются ударами вполсилы. Ромни, пишет Lenta.ru, заявил, что хочет услышать от Обамы объяснение, почему тот не выполнил свои обещания вдвое сократить дефицит бюджета США и обеспечить американцев рабочими местами. Со своей стороны действующий президент упрекает конкурента в неумении общаться с внешнеполитическими партнерами и ненужном нагнетании напряженности. «Нельзя быть готовым к дипломатическим отношениям с Пекином, если не можешь посетить Олимпийские игры, не оскорбив при этом Великобританию — ближайшего союзника США», — приводит издание слова первого чернокожего президента Соединенных Штатов, адресованные Ромни.

Отношения США с КНР и Великобританией нас, граждан России, не слишком задевают. Однако многие запомнили слова Ромни о том, что Россия была и остается для Америки врагом номер один. Конечно, американские избиратели, размышляя над бюллетенем, вряд ли будут делать выбор в зависимости от отношения кандидата к России — сейчас не семидесятые годы прошлого века. Известно, что американцы вообще достаточно «домашние» люди. Их в первую очередь интересуют дела в своем городе, штате, стране, и лишь в последнюю очередь они думают о внешнеполитических коллизиях.

Но для нас, живущих в России, позиция американского президента по отношению в нашей стране значит немало. Возобновление холодной войны хотя бы в мягком варианте будет означать для нас множество неприятных сюрпризов: усложнение выезда за рубеж, еще большее «закручивание гаек» во внутренней политике и, возможно, сокращение привычного ассортимента товаров в магазинах.

С другой стороны, не следует переоценивать и «антироссийский» настрой Митта Ромни. Двенадцать лет назад многие ожидали охлаждения, вплоть до «заморозков», в российско-американских отношениях в связи с приходом к власти Джорджа Буша — младшего. Однако опасения не оправдались: Джордж Буш и Владимир Путин довольно быстро нашли общий язык. А после теракта 11 сентября 2001 года и до середины «нулевых» отношения между двумя странами, в первую очередь между их лидерами, складывались просто великолепно.

Комментирует Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО

Я не верю, что Ромни будет стремиться искать общий язык с Владимиром Путиным. Аналогия отношений Путина и Буша имеет право на существование, но здесь не очень сработает. В начале нулевых не все понимали, кто такой Путин. Он выглядел политиком правоконсервативным, но находящимся в демократических рамках. Сейчас же в отношении к Путину есть определенность: его считают диктатором, точнее, полудиктатором.

Во-вторых, с избранием Ромни американцы будут поглощены внутренними делами — борьбой с кризисом. А внешняя политика будет оставаться на периферии в силу отсутствия достаточных ресурсов. В данном случае — для давления на Россию. Скорее всего, американцы будут более широко, активно и наступательно использовать избирательные санкции типа «закона Магнитского» — это очень чувствительная мера, как выяснилось. Если у Ромни будут умные советники, специалисты по России, они скажут, что бить надо по российской элите. Так можно вызвать отчуждение части правящей элиты от Путина, создать «элитную оппозицию».

А вообще как поведет себя Ромни — большой знак вопроса. Мы судим по риторике. Но как показывает мировой опыт, между риторикой и практикой — дистанция огромного размера. Российская риторика, предназначенная для внутреннего потребителя, радикально антиамериканская, а между тем отношения нашей страны с Америкой носят деловой, прагматический характер.

Хотя в случае прихода Ромни некоторое охлаждение может произойти.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков, Мария Пономарева

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.