Американский конгресс выступает за скорейшее принятие «закона Магнитского», согласно которому для должностных лиц, причастных к гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, въезд в США будет закрыт. Существует и более жесткий вариант этого закона, предусматривающий запрет на въезд в Соединенные Штаты всех чиновников, уличенных в нарушении прав человека — причем не только российских.
С другой стороны, администрация президента настаивает на отмене поправки Джексона — Вэника и не стремится вводить ограничения для российских чиновников, опасаясь испортить отношения с Москвой.
Ряд конгрессменов поддерживает идею увязать принятие «закона Магнитского» с отменой поправки Джексона — Вэника, заменив таким образом санкции против бизнеса на санкции против определенного круга российских чиновников. Хотя должностные лица США, знающие российские реалии, должны бы догадываться, что предложенная комбинация несколько идеалистична.
Во-первых, в России нет крупного бизнеса, не связанного с властью. Во-вторых, российская властная элита представляет собой достаточно сплоченную корпорацию — это относится в первую очередь к силовикам. То есть к той группе, по которой ударит «закон Магнитского». Таким образом, приняв «закона Магнитского», пусть даже и в обмен на упразднение дискриминационной поправки Джексона — Вэника, Вашингтон серьезно испортит отношения с российским руководством. Малой кровью обойтись не удастся.
Однако большинство российских граждан показатели торгового баланса между РФ и США волнуют постольку-поскольку. В большей степени нас занимает вопрос: ожидаются ли какие-то подвижки в вопросе прав человека в нашей стране? После трагической истории Магнитского, которого то ли уморили по разгильдяйству, то ли откровенно убили в следственном изоляторе, на ситуацию в российских тюрьмах обратили внимание на Западе. Лидеры США и Европы не могли, декларируя приверженность идеалам прав человека, оставить без внимания этот инцидент, получивший слишком широкую огласку. А российское руководство, при всем своем декоративном патриотизме, вынуждено прислушиваться к мнению своих западных партнеров. И хотя бы ради того, чтобы не потерять позиции на мировом рынке сырья, должно было пойти на некоторые уступки, ослабить некоторые перекрученные гайки — хотя бы примерно наказать тех, кто причастен к гибели Сергея Магнитского.
Однако все идеальные схемы работают со сбоями. Очевидно, что западные лидеры не стали излишне драматизировать инцидент с Магнитским. Со своей стороны российское руководство не торопилось с покаянными отставками и наказанием виновных. В декабре 2009 года президент Медведев отправил в отставку ряд руководителей ФСИН, включая заместителя директора этого ведомства Александра Пискунова. Однако уголовные дела в отношении сотрудников ИЗ-77/2 (Бутырской тюрьмы) расследуются вяло, а дело против тюремного врача Ларисы Литвиновой, обвиненной по статье 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека»), было закрыто за истечением срока давности.
Впрочем, определенные позитивные подвижки имели место: после обнародования записок Магнитского, где покойный рассказывал об условиях содержания на «малом спецу» Бутырки, этот корпус отремонтировали.
Комментирует Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам
Президент США Барак Обама на протяжении долгого времени препятствовал обсуждению «списка Магнитского» в конгрессе, чтобы не обострять отношения между своей страной и Россией. Ради этого соответствующий документ, запрещающий въезд в Америку некоторым следователям и причастным к делу погибшего юриста чиновникам, был принят Госдепартаментом. Сделано это было достаточно давно, но это было мягким шагом в отношении Москвы.
Сейчас конгресс решил принять особую резолюцию. Ее специфика в том, что список внесенных в нее людей может быть пополнен. Причем не только теми, кто имеет какое-то отношение собственно к смерти Магнитского, но и российскими должностными лицами, нарушающими, с точки зрения американцев, права человека в нашей стране. А данная норма трактоваться может весьма широко. И российские элиты беспокоятся, что стань список расширяющимся — завтра в него внесут кого-то, кто действительно обладает счетами, имеет недвижимость на Западе. Как в боксе: пропустишь один удар — завтра получишь нокаут.
Люди в США прагматичны и без необходимости раскачивать лодку не будут. Но американские реалии сейчас таковы, что требуют подобного шага. И принять «список Магнитского», доступный для расширения, стремятся теперь не только республиканцы, укорявшие Обаму за излишнюю мягкость в отношении Москвы, но и сами демократы.
Президентская гонка в Америке в самом разгаре. Поэтому в том, что документ будет конгрессом принят, у меня лично нет никаких сомнений. Другое дело, будет ли он жестким или более мягким — ведь существует два варианта резолюции.
Не думаю, что на наши взаимоотношения с США данный документ серьезно повлияет. Да, российские власти примут ответные, карикатурные, меры. На этом же все и закончится.
Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков
Комментарии