Нижняя палата парламента на пленарном заседании 14 сентября рассматривала представление генпрокурора Юрия Чайки, который на основании материалов Следственного комитета попросил нижнюю палату парламента лишить эсера депутатского мандата. Поводом для этого стала якобы предпринимательская деятельность Гудкова, которую человек, ставший парламентарием, обязан прекратить.
Оперативности и старательности единороссам в разрешении этого вопроса можно только позавидовать. Менее чем за неделю думская комиссия провела проверку направленных Генпрокуратурой и СКР материалов, вызвала к себе на заседание представителей этих ведомств, получила дополнительные документы и как итог — вынесла обсуждение «дела Гудкова» на пленарное заседание.
Сразу же после начала заседания думская оппозиция в лице КПРФ и «Справедливой России» (ЛДПР в «деле Гудкова» примкнула к партии власти) призывала отложить рассмотрение представления. Эсер Михаил Сердюк апеллировал к обращению депутатов в Конституционный суд: «Я думаю, что законодательному органу парламента нецелесообразно рассматривать этот вопрос до вынесения решения. Собственно, нас никто не торопит»
Коммунист Валентин Романов также настаивал на снятии этого вопроса из повестки: «В стране и в мире еще никто не отменил презумпцию невиновности. СКР еще не до конца разобрался, что там происходит».
Но наиболее эмоциональным было выступление депутата от «Справедливой России» Ильи Пономарева, который напоминал, что прецедент внесудебного лишения мандата был лишь в гитлеровской Германии: «Призываю коллег не открывать сегодня ящик Пандоры, потому что все сидящие в этом зале могут быть следующими. Это процедура дискредитирует российский парламент, угрожает его стабильности и ведет к досрочным выборам».
Но это настойчивое предложение так и не было услышано, впрочем, как и просьба сделать процедуру голосования тайной.
Сам Геннадий Гудков говорил, что оправдываться не будет. Он действительно не оправдывался и на протяжении всего заседания пытался сдерживать эмоции.
От Генпрокуратуры выступал заместитель Юрия Чайки Владимир Малиновский. Он подчеркнул, что сведения о нарушении Гудковым норм закона подтверждаются материалами проверки, проведенной СКР. Затронул он и вопрос о подлинности или неподлинности протокола собрания учредителей ООО «Коломенский строитель» от 5 июля 2012 года, под которым стоят подписи Геннадия Гудкова и его жены, которой он передал свою долю в этом предприятии в доверительное управление. Гудков утверждает, что подпись ему не принадлежит.
Заместитель председателя СКР Елена Леоненко объяснила, что процессуальная проверка в отношении Гудкова не завершена, а, наоборот, продлена до 23 сентября. По ее результатам, отметила представитель СКР, будет принято решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.
Но, как оказалось, в СКР не могут со стопроцентной вероятностью утверждать, что подпись на протоколе от 5 июля действительно принадлежит Гудкову-старшему. «Согласно выводу специалиста, подпись на копии документа выполнена, вероятно, Гудковым. Вероятность выводов обусловлена тем, что исследован не оригинал, а копия», — заявила она.
Эсерка Елена Драпеко интересовалась у главы думской комиссии Владимира Васильева, почему члены комиссии не дождались всех документов из СКР и Генпрокуратуры и ответов на все запросы и получения. На что единоросс объяснил, что получен документ (протокол), «который в ряду других доказательств свидетельствует о том, то Гудков систематически занимался деятельностью, в которой его, по сути, и изобличают материалы, поступившие из следствия».
На стадии выступлений от фракции представитель КПРФ Вадим Соловьев говорил, что «это действо может создать весьма опасный прецедент, когда «Единая Россия» сможет простым большинством голосов забрать мандат у любого неудобного для нее представителя оппозиции»: «Мы (коммунисты) против того, чтобы под видом борьбы с коррупцией осуществлялась политическая расправа над неугодными «Единой России» представителями оппозиции. Дело это грязное и аморальное».
Выступление Владимира Жириновского, как обычно, превратилось в шоу, только совсем уж унылое: «Геннадий Владимирович, обижаться не надо. Мы будем помнить вам. Мы очень сожалеем, что вы рано ушли от нас. Мы позаботимся о семье: для Дмитрия двери ЛДПР открыты всегда», — юродствовал либерал-демократ.
А единоросс Андрей Исаев и вовсе предположил, что ничего страшного в лишении Гудкова мандата нет: «Гудкова сажают в тюрьму, лишают собственности, лишают имущества? Нет. Его всего-навсего лишают депутатского мандата... Лишение депутатского мандата — это всего-навсего возвращение в то состояние, в котором живут 140 миллионов граждан нашей страны, за исключением 450 собравшихся в этом зале».
В результате голосования 291 депутат высказался за лишения Гудкова депутатских полномочий. 150 проголосовали против.
Пофамильные списки проголосовавших:
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Роман Попков
Комментарии