На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

2 ноября 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

В каком состоянии пребывают сейчас движение «Наши» и прочие прокремлевские молодежки?

Олег САВИЦКИЙ,

корреспондент «Особой буквы»

Шатия-братия «наши» меньшие

СМИ не устают хоронить движение «Наши» и им подобные. Представители прокремлевских молодежек опровергают измышления «агентов Госдепа» и кричат, что они живее всех живых. Но предъявить внятные доказательства своей жизнеспособности не в состоянии.
Шатия-братия «наши» меньшие 30 сентября 2012
В середине нулевых «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» на Украине вдохновили не только несистемную оппозицию, но и грантоедов, имеющих выходы на Администрацию президента. Используя страх Кремля перед «цветными революциями, организованными из-за океана», эти сообразительные ребята «раскрутили» чиновников на организацию «патриотических молодежных движений». Однако зимой 2012 года выяснилось, что противостоять реальному, а не умозрительному «майдану» «Наши» и им подобные не в состоянии. На фоне стотысячных толп Болотной, проспекта Сахарова и Якиманки, а также вышедших на Поклонную гору рекрутов «уралвагонзаводов» молодежки потерялись.

Последний раз «нашисты» проявили себя в пятницу. Руководство молодежного движения передало в столичное ГУВД информацию о якобы еще шестерых членах группы Pussy Riot, имевших отношение к «панк-молебну» в храме Христа Спасителя. По информации источника «Наших», некоторые из них принимали участие в одной из акций коллектива, а другие давали интервью в СМИ после скандального выступления в ХХС. Но сенсации не получилось: «нашистам» особо никто не поверил. Известный гражданский активист Данила Линдэле считает, что информацию на Pussy Riot собрало МВД, а «Наши» выступают здесь лишь в роли глашатаев, вбрасывающих тему для прощупывания общественного мнения и легитимизации нового уголовного процесса.           (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

Строго говоря, история прокремлевских молодежных организаций началась в далеком 2000 году. Уже тогда некоторые сметливые люди поняли, что Владимир Владимирович падок на лесть, а еще больше — лесть в больших количествах. В первый год путинского президентства Василий Якеменко запустил бета-версию «ликующей гопоты» — движение «Идущие вместе». Движение получилось на редкость унылое, и потому в конце 2004 года, когда пришла пора бороться «с фашистами и либералами», бренд «ИВ» был ликвидирован.

Новое движение «Наши» изначально позиционировалось как предельно брутальное, боевое и победоносное, которое, если надо будет, ногами затопчет и зубами загрызет «врагов страны и главы государства». Нефть росла в цене, Администрация президента денег на «контрреволюцию» не жалела, и «Наши» радовали нанимателей акциями одна другой масштабнее.

Недостатка в рекрутах не было. Молодые карьеристы и провинциальные подростки готовы были встать под кремлевские знамена. Движение «нашистов» давало им возможность ощутить себя чем-то большим, чем простыми людьми без особых перспектив. Обычные мальчики и девочки чувствовали себя спасителями Родины от «заокеанской чумы».

Помимо многотысячных прогулок строем, «нашисты», а затем их многочисленные подражатели, занимались также «борьбой с врагами России». Поскольку Российскую землю не топтали американские морпехи, «молодые патриоты» устраивали провокации против оппозиции. Есть мнение, что «борцы с оранжевой угрозой» не ограничивались глупыми, но безобидными выходками наподобие распространений клеветнических буклетов. С начала 2005 года на оппозиционеров стали нападать шайки каких-то странных «неизвестных».

«Неизвестные» отличались хорошей спортивной подготовкой и поразительной осведомленностью: они знали, где должен проходить очередной агитационный пикет, где проживают активисты и так далее. Будучи задержанными на месте преступления, они с поразительной быстротой оказывались на свободе, причем их освобождение случайно совпадало по времени с посещением отдела милиции отдельными чиновниками.

В некоторых «неизвестных» опознали активистов различных прокремлевских организаций. Вожди молодежек, разумеется, не брали на себя ответственность за бандитские нападения, но и не слишком усердно открещивались от причастности своих бойцов к этим акциям.

Хотя бывали и исключения. После столкновения нацболов и группы прокремлевцев у московского Таганского суда в апреле 2006 года журналистка «Коммерсанта» Мария-Луиза Тирмастэ написала об этом заметку, привычно назвав нападавших «нашистами». Вскоре ей позвонил разгневанный Якеменко, который орал, что «нападавшие» не имеют никакого отношения к движению «Наши».

Впрочем, у Якеменко были основания для негодования: в драке у суда участвовали активисты движений «Местные» и «Россия молодая».

По мере приближения выборов 2007–2008 годов уличная активность молодых прокремлевцев возрастала. К развязке думской кампании в столицу были свезены тысячи «юных патриотов», чтобы заполнить ими площади в центре и не допустить «майдана». Однако майдан не состоялся по другим причинам: с середины 2007 года в несистемной оппозиции начался кризис.

Вместе с тем победа команды Путина обернулась для «запутинцев» поражением: в их услугах власть больше не нуждалась.

«Нашистские» публицисты, конечно, гневно разоблачали измышления «проамериканских либералов», которые заговорили о ликвидации прокремлевских молодежек: «Нас никому не закрыть — мы просто меняем формат!» Действительно: на базе пресловутого движения «Наши» были образованы «Наши 2.0», «Хрюши против», «Стопхам» и тому подобные группы. Но было слишком очевидно, что «обновленные» и «переформатированные» прокремлевцы сильно поубавились в количестве.

Причина этой метаморфозы заключалась в сильно урезанном финансировании.

Полностью снимать с довольствия молодежных активистов не стали. Властям нужен был симулякр массовой поддержки и противовес оппозиции. Спустя четыре года прокремлевские молодежные движения снова начали накачивать деньгами. И тут выяснилось, что противостоять реальному, а не умозрительному «майдану» они не в состоянии. Спору нет: несколько тысяч юнцов в цветных курточках смотрелись бы внушительно рядом с десятками активистов «Солидарности», «Левого фронта» и «Другой России». На фоне стотысячных толп Болотной, проспекта Сахарова и Якиманки, а также вышедших на Поклонную гору рекрутов «уралвагонзаводов» молодежки потерялись. Их барабанная дробь на Триумфальной площади оказалась лебединой песней.

Конечно, ни один функционер «Наших» или «Местных» в здравом уме не признается, что проект закрыт. Но факты — упрямая вещь.

«В феврале 2012 года «Наши» освободили помещение в Весковском переулке в Москве, где располагался их центральный штаб, и увезли мебель и вещи в неизвестном направлении. Они отрицали, что движение закрывается, но адрес нового штаба не называли», — пишет обозреватель «Московских новостей».

И далее:

«…Бывший куратор «Наших» Василий Якеменко на встрече с блогерами в Ярославле подтвердил, что движение закрыто».

Формально организация не закрыта: сайт Nashi.Su функционирует, нашисты, равно как и их конкуренты-соратники, живут. Правда, их мероприятия выглядят как-то жалко.

Вот, например:

«20 сентября комиссары движения «Наши» в здании Государственной думы передали лидеру партии КПРФ Геннадию Зюганову компакт-диск с песней Михаила Круга «Что ж ты, фраер, сдал назад?». Таким образом «Наши» выразили недоумение по поводу отказа Геннадия Зюганова от собственных высказываний в адрес убитого в Ливии посла США».

Сейчас прокремлевские молодежные организации находятся в двусмысленном положении. С одной стороны, в том виде, в каком они существовали в середине нулевых, они никому не нужны. С другой — переформатировать их, не меняя стратегические цели и личный состав, невозможно. Но и закрывать лояльные молодежки властям политически невыгодно.

Своим мнением о будущем молодежной политики властей с нами поделился Илья Яшин. По его мнению, причина упадка «нашистов» и им подобных — не только бездарное выступление во время зимних волнений.

«По сути, все проекты сводились к выкачиванию денег из бюджета и близких к бюджету структур, — говорит политик. — А агрессивный характер акций скорее дискредитировал власть, «Единую Россию» и лично Путина. Все это привело к сокращению финансирования и кадровой чехарде, к борьбе за ресурсы».

Свою роль сыграли и процессы, происходившие за стенами Администрации президента. После того как противостояние между Владиславом Сурковым и Вячеславом Володиным завершилось победой второго, люди Суркова были вытеснены в тень. Так, вынужден был покинуть Росмолодежь Якеменко, хотя и поставил на свое место лояльного ему Белоконева. Но в то же время Тимур Прокопенко, выходец из МГЕР и ставленник Володина, возглавил параллельную структуру, которая будет заниматься взаимодействием Кремля с молодежными организациями.

«Люди, занимавшиеся молодежной политикой все предшествующие годы, отстранены, их заменили другие — тоже не семи пядей во лбу, но менее агрессивные», — отмечает Яшин.

По его словам, власть, озабоченная умонастроением подрастающего поколения, могла бы создать официальную неполитическую организацию, ориентированную на спорт или молодежные научные разработки. «Во многих цивилизованных странах есть аналоги. Но у нас вся молодежная политика заканчивается тем, что появляется очередной комсомол», — констатирует политик.

 

Материал подготовили: Олег Савицкий, Елена Николаева, Александр Газов

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости