Вскоре после того, как единороссы вместе с депутатами ЛДПР проголосовали за лишение Гудкова-старшего мандата, началась процедура поиска его нового обладателя. Сначала в «Справедливой России» говорили, что освободившееся место в нижней палате парламента займет экономист Никита Кричевский, который идет следующим в партийном списке. При этом эсеры обещали «придержать» мандат, чтобы в случае победы в Конституционном суде вернуть его обратно Геннадию Гудкову.
Однако сам Кричевский допустил в первые дни информационной шумихи высказывания, которые шли в разрез с позицией «СР». В интервью Газете.Ru он заявил, что не собирается отказываться от депутатских полномочий. «Если я откажусь от мандата, это будет предательством не только избирателей, голосовавших за Гудкова и меня, но и предательством многих тысяч людей, которые мне верили, пока я выступал с конструктивными предложениями», — заявил он, отметив, что «никаких консультаций о передаче мандата Гудкова с руководством партии не было».
Как итог — официальное объявление имени нового депутата от справороссов прозвучало только на прошлой неделе. И, конечно же, им стал не Никита Кричевский, а экс-депутат Мосгордумы, бизнесмен Александр Тарнавский.
Это спровоцировало очередной виток развития скандала — единороссам не понравилась такая вольность коллег из оппозиционной партии, и они решили обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие закону передачу мандата Тарнавскому.
Руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной думе Андрей Воробьев рассказал, что до пятницы фракция соберет необходимые 90 подписей и запрос будет подан в КС.
А в пресс-службе фракции «ЕР» в Госдуме напомнили, что по закону мандат, освободившийся после лишения полномочий парламентария, должен быть передан следующему в партийном списке «Справедливой России». В данном случае — известному Кричевскому.
«Вопрос соблюдения Кричевским партийной дисциплины — это внутренний вопрос «Справедливой России». Однако избиратели на думских выборах голосовали за определенный партийный список, и попытки тасовать в нем кандидатуры по кулуарным соображениям руководства партии являются, на наш взгляд, прямым нарушением прав граждан, отдавших свои голоса партиям парламентской оппозиции», — пояснил Воробьев.
Сам Кричевский в интервью «Новой газете» на днях сказал, что в случае признания КС лишения Гудкова незаконным он бы вернул ему мандат, так же как и Тарнавский.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин считает, что целью очередной атаки на «Справедливую Россию» является развал фракции. «Фракция эсеров должна развалиться, и большая часть депутатов — перейти в группу Алексея Митрофанова, который анонсировал ее создание. Меньшая же часть по плану власти будет выглядеть такими крикунами в Думе — даже если их не лишат мандатов, все равно они будут смотреться маргиналами», — предполагает политолог.
Вторая возможная причина «наезда», по мнению Салина, может крыться в том, что таким образом власть, возможно, пытается отработать механизм контроля за передачей мандатов в оппозиционных партиях, в том случае если ожидаемые аналитиками чистки рядов будут массовыми, не только в Госдуме, но и в региональных парламентах.
По поводу того, почему мандат все-таки достался Тарнавскому, а не Кричевскому, Салин говорит что, вероятно, по этому вопросу шла некая внутрипартийная борьба:
«Я думаю, речь идет о том, какой депутат наиболее лоялен власти… Потому что власти второй Гудков или его подобие абсолютно не нужен. Кричевский более лоялен власти и по большому счету не очень лоялен Миронову. В таком случае возвращение мандата Гудкову даже в случае победы в КС было бы заблокировано, что также могло сказаться на выборе получателя мандата».
Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов
Комментарии