Итак, правоохранители убеждены, что грузинские спецслужбы финансировали беспорядки в России. Видимо, силовые структуры в Грузии фантастически мощные: у них есть машина времени, чтобы прыгать на ней из мая в июнь и наоборот, прямые выходы на российскую полицию, закрывшую турникеты 6 мая, что и спровоцировало давку и драки, а также свои люди в Центризбиркоме РФ, заставившие начальников ТИКов и УИКов нарушать правила голосования во время выборов, — а именно это изначально и заставило москвичей выйти на Болотную площадь.
Конечно, именно Тбилиси во всем и виноват — платили «белоленточникам» и левым, вот те и отправились бить ОМОН. Так и запишем, а россияне поверят: в стране-то все хорошо до такой степени, что только влияние и вливания извне способны спровоцировать протест.
Как пишет в «Твиттере» Константин Рыков @rykov: «6 мая Левый фронт свозил в Москву группы от 10 до 30 человек. Было около 50 таких групп. Видимо, по делу пойдет человек 100 минимум». А вот и писатель Эдуард Багиров @eduardbagirov продемонстрировал сообразительность: «Удальцов, оказывается, готовил болотные беспорядки на деньги грузин. Которые 08.2008 убивали наших солдат. Вот тварь-то какая мерзкая».
Последняя запись объясняет лучше представителей СКР, почему на роль творца и финансиста событий 6 мая выбраны грузины — вряд ли граждане РФ забыли Цхинвал и гибель наших миротворцев. И, конечно, отношения Удальцова и Ко с ними не могут не вызвать отвращения у населения, черпающего информацию исключительно из телевизора. Такому обвинению всенародный «одобрямс» точно обеспечен.
Но ведь еще несколько дней назад юристы были на сто процентов убеждены в абсурдности попытки объединения «болотного дела» с делом «грузинской агентуры». Адвокат Дмитрий Аграновский в интервью «Особой букве» говорил, что «с юридической точки зрения очень сложно связать Лебедева (собственно как и других фигурантов дела, включая Удальцова с Развозжаевым. — Ред.) с Болотной площадью. В фильме («Анатомия протеста — 2». — Ред.) шел разговор о перспективных акциях протеста, а не о той, которая была 6 мая. Я бы на месте правоохранительных органов не стал объединять. Я понимаю, что есть желание всех, кто выступает с протестами, объединить в одно дело и прихлопнуть разом, но это невозможно ни юридически, ни практически».
Понятно, что следствие с выяснением организаторов «массовых беспорядков 6 мая» зашло в тупик. Иначе зачем было бы два разных дела объединять в одно, что пытается сейчас совершить СКР? А тут такие перспективы открываются…
Это вам не 18 совершенно разных людей в избиении омоновцев обвинять… Тут можно посадить или по меньшей мере дискредитировать не только Сергея Удальцова, но и всех, кого вызывали на допросы по событиям на Болотной, — Навального, Яшина, Пономарева и других лидеров протеста. И не только лидеров, но и мирных демонстрантов. Их около 80 тыс. было, за всех не вступятся и шум в СМИ не поднимут. А вот остальные несогласные потом сто раз подумают, идти ли на очередной «Марш миллионов» или тихо повозмущаться произволом властей дома на кухне.
Сергей Беляк, адвокат:
— Когда Сергея Удальцова первый раз вызвали к следователю, я в «Фейсбуке» написал, что шутки кончились, начинаются слезы и над лидерами оппозиции будет объединенный процесс по «беспорядкам 6 мая».
Со стороны следствия было бы логично объединить два этих дела. Если Удальцов и другие готовили массовые беспорядки вообще, то здорово было бы притянуть к этому факту еще и состоявшиеся акции. Не только что-то планировали, но и попробовали! И не просто так, а за деньги! Такой ход кому-то добавил бы звездочек на погоны.
Удобнее при этом было бы судить Удальцова и компанию отдельно от фигурантов «дела 6 мая». Чтобы не держать все время в клетке два десятка человек, из которых большинство будут просто сидеть и слушать, как лидер «Левого фронта» вел переговоры с грузинами. Хотя, с другой стороны, так на участников майских «беспорядков» оказывалось бы давление, когда они, находясь бок о бок с лидерами протеста, будут видеть, как те пытаются оправдаться, объяснить свои действия. И следователи затем смогут сказать фигурантам «болотного дела»: мол, смотрите, вы пошли за этими людьми, как скот на бойню, а они сейчас стараются выпутаться из ситуации, оставив вас за решеткой.
Я абсолютно далек от Удальцова, он сам и вся оппозиционная верхушка ведут себя по-детски, несерьезно, но всем им искренне сочувствую. Здесь нужно задуматься и Илье Пономареву: не говорить глупости по поводу двойника Удальцова на видео, а озаботиться собственной судьбой. Пока народный избранник защищен депутатской неприкосновенностью, но снять ее ничего не стоит, если такое ходатайство поступит из СКР и Генпрокуратуры.
Павел Святенков, политолог, эксперт Института национальной стратегии:
— Власть пока считает, что трогать главные оппозиционные фигуры, сажать их ей невыгодно, так как в этом случае в России появятся полноценные политические заключенные, известные на Западе. Понятно, что Европе и США сейчас не до этого, но после выборов в Америке возникнет вопрос по поводу отношений с нашей страной.
Нынешнее руководство пытается заставить оппозицию отказаться от силовых акций, рассчитывая, что если протест будет мирным, то недовольных можно будет игнорировать, высмеивать и свести всю эту активность на «нет».
Проблема же самих оппозиционеров заключалась в том, что манифестации конца прошлого — начала нынешнего года целей своих по причине их мирности не достигли. И в какой-то момент возник соблазн перевести протест в горячую форму в надежде на внимание власти. Для власти же такой сценарий опасен, и она пытается с помощью уголовных процессов, закручивания гаек его избежать.
Оппозиция изолируется властью в секторе гражданского протеста, предпринимаются попытки представить его как выступления богатых бездельников из высших московских слоев. Ксения Собчак во главе «несогласных» с точки зрения Кремля была бы идеальным вариантом, так как ее неприемлет подавляющее большинство населения страны.
Так что первые фигуры оппозиции пока трогать не будут, намекая лидерам: если они не успокоятся, окажутся следующими на скамье обвиняемых. Подтверждает эту теорию и сегодняшняя ситуация, когда Удальцов проходит по делу «Анатомии протеста — 2» в качестве свидетеля, а уголовное дело возбуждено в отношении вторых лиц «Левого фронта».
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии