По мнению юристов и правозащитников, если закон вступит в силу, «изменником» или «шпионом» может стать любой гражданин, которому доведется пообщаться с иностранцами. Благо иностранцев вокруг гораздо больше, чем кому-то кажется: в силу укоренившихся стереотипов многие не считают бывшие советские республики «настоящей заграницей». Впрочем, эти стереотипы, судя по всему, уходят в прошлое. Именно в сговоре с грузинской разведкой подозревают Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева. Если закон будет принят (в чем мало кто сомневается), дело «левофронтовцев» может стать «первой ласточкой» в череде уголовных процессов против оппозиционеров, которые «продавали Родину» гондурасским и папуасским империалистам.
«Антишпионские» поправки поддержали депутаты трех фракций: «Единой России», ЛДПР и КПРФ. «Справедливая Россия» воздержалась. «Особая буква» заслушала аргументы как сторонников, так и противников поправок.
«Формулировки, заложенные в закон, абсолютно каучуковые, резиновые, под них можно подогнать любое общение с иностранцами, — считает Вадим Соловьев, представитель коммунистической фракции. — Зачем закладываются такие формулировки, объяснять не нужно. В законе есть доля истины: необходимо укреплять безопасность, защищать государственную тайну, ограничивать для иностранных спецслужб возможность взаимодействия с нашими гражданами. Но под видом благих намерений «Единая Россия» закладывает такие формулировки, которые позволят бороться с оппозицией. Если вы свой, член партии власти, вас это не коснется, хотя вы сто раз можете контактировать с иностранцами и тайну нарушать. Вы свой — значит, вне юрисдикции. А если к вам есть претензии за вашу политическую деятельность — вы можете подзалететь».
Тем не менее члены КПРФ проголосовала за утверждение законопроекта. По словам Соловьева, коммунисты поддерживают идею защиты государственной безопасности, хотя и не согласны с расширенным толкованием понятий «шпионаж» и «госизмена».
«Почему мы не обсуждали этот законопроект? Сегодня в Госдуме сложилась ситуация, когда «Единая Россия» вместе с ЛДПР составляет более 300 голосов. И любое наше участие, наши поправки они используют для прикрытия тех законов, которые они все равно без труда проталкивают. Когда обсуждался закон о митингах, мы его довольно жестко критиковали. Закон все равно был принят в том репрессивном виде, а единороссы потом кричали, что закон обсуждался с участием оппозиции. Они для проформы взяли какую-то формулировку от эсеров. Нет, мы не хотим участвовать. Пусть вся ответственность лежит на «Единой России», — сказал коммунист.
Представитель «Справедливой России» Дмитрий Горовцов рассказал историю принятия законопроекта:
«Эти поправки в УК были внесены еще в 2008 году. Вы помните тогдашние события: война с Грузией, обострение геополитической обстановки. Но потом поправки оказались положены под сукно «партией большинства». А сейчас их реанимировали».
Законопроект, напомнил депутат, вносит изменения в статью 275 УК РФ: ее предлагалось расширить путем более подробного описания признаков состава преступления в виде оказания финансовой, материально-технической и иной помощи иностранным государствам, международным организациям в деятельности, направленной против интересов РФ. Павел Крашенинников, глава комитета Думы по уголовному, арбитражному и гражданскому законодательству, заметил, что законопроект создает правовую неопределенность и открывает возможность для произвольного толкования. Он предлагал конкретизировать нормы, но ни ко второму, ни к третьему чтению документ не претерпел существенных изменений.
«Что теперь следует: любой гражданин России, который беседует с иностранцем о своей профессиональной деятельности, может рассматриваться как потенциальный изменник Родины и может стать подозреваемым в совершении особо тяжкого преступления, — разъясняет Дмитрий Горовцов. — То есть нарушается баланс между безопасностью страны и соблюдением прав человека и гражданина. Поэтому законопроект и вызвал столь бурную дискуссию в обществе. Эти поправки крайне невыгодны и самим силовым структурам. Им придется работать в условиях неопределенных правовых понятий. Силовики уже находятся в сложнейшей ситуации: они вынуждены выполнять политический заказ, а не бороться с преступностью».
Наш собеседник хотел бы избежать аналогии с печально знаменитой статьей 58 УК РСФСР, которая действовала в середине прошлого века. Но после окончательного принятия поправок в УК любой гражданин, как уже было сказано, за контакт с иностранцем может подпасть под статью, предусматривающую от 12 до 20 лет лишения свободы.
По словам эсера, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обвинил Крашенинникова в том, что тот не выполнил своего обещания исключить расширительные трактовки. Лукин намерен обратиться к президенту страны.
«У нас много примеров, когда Совет Федерации отклоняет законы, принятые Думой. А еще предстоит финальная стадия — подписание главой государства. Работа не закончилась», — резюмирует Горовцов.
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов
Комментарии