Апологеты Сердюкова ставили ему в заслугу модернизацию армии, на которую якобы никак не могли решиться консервативные генералы. Критики же отмечали, что слава модернизатора несколько преувеличена. Если переход сухопутных войск на бригадно-батальонную основу может способствовать более эффективному управлению вооруженными силами, то другие смелые начинания чиновника являются в лучшем случае бесполезными. Немало критики навлекла на себя новая форма: многие сравнивали всплеск простудных заболеваний военнослужащих с тем, что их переодели в «полевку» от Юдашкина. Офицеры негативно воспринимали сокращение военно-учебных заведений, а также закупку новых образцов вооружений на Западе: они не стесняясь оценивали деятельность военного министра как враждебную. Многолетняя проблема обеспечения военнослужащих и отставников квартирами при Сердюкове так и не была решена, но в то же время бойко шла торговля недвижимостью Министерства обороны.
На коммерческих операциях Анатолий Сердюков и погорел. 25 октября Следственный комитет сообщил о возбуждении пяти уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис», подконтрольного Министерству обороны.
Пикантности коррупционному скандалу добавили слухи о «неуставных отношениях» министра обороны и руководителя департамента имущественных отношений МО, члена совета директоров «Оборонсервиса» Елены Васильевой. Придя к ней на квартиру с обыском, следователи встретили там военного министра.
Нет сомнений, что Сергей Шойгу, длительное время возглавлявший одно из силовых министерств, быстро освоится на новом месте. Возможно, что на контрасте со своим предшественником он будет производить позитивное впечатление на многих военных и на консервативно настроенную часть общества — во всяком случае, первое время, пока будет жива память о подвигах «маршала Табуреткина».
«Кем бы ни был новый министр — даже если вместо Сердюкова назначили бы хохломскую матрешку — армия вздохнет с облегчением. Он был не просто самой ненавистной фигурой в войсках — он был чудовищной глыбой, придавившей русский воинский дух», — считает публицист и писатель Александр Проханов.
Новоназначенного министра Проханов характеризует как «удачливого, резкого и дерзкого», хвалит его за мужество при чрезвычайных ситуациях.
«Шойгу предан Путину, хотя и ведет исчисление со времен Ельцина, — отмечает писатель. — Он некоторое время был на запасных путях, и теперь его снова перевели на пути основные».
Политолог Сергей Жаворонков полагает, что не следует ждать от Шойгу революционных сенсаций в деле руководства военным ведомством страны: «Он постарается в течение короткого времени заменить руководителей ключевых структур — в частности, Рособоронпоставки — на своих людей… Ну, собственно, и все!»
«Содержательная деятельность Минобороны не изменится и будет сводиться к освоению фантастических средств. У нас на оборону и правоохранительную деятельность тратится треть бюджета. А поскольку все расходы являются секретными, это идеальная площадка для воровства», — отмечает Жаворонков.
Сама отставка Сердюкова, считает эксперт, связана не с идеологическими разногласиями с Путиным или кем-то из правительства, а с «внутриклановыми обстоятельствами»:
«То ли он утратил покровительство своего тестя (Виктора Зубкова — Ред.), после того как его обнаружили в квартире барышни в шесть утра. То ли это связано с тем, что у него не сложились отношения с рядом других влиятельных персон. Ходили слухи, что Анатолий Сердюков в последний год испортил отношения с Игорем Сечиным. Вынужден был подать в отставку президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, а он — назначенец Сечина».
Ни коррупционный скандал, ни фантастическая непопулярность «маршала Табуреткина» не предопределили его отставки, уверен политолог:
«За коррупцию с должностей не снимали. Сколько было таких историй! Своими делишками Сердюков влез в интересы ближнего окружения Путина. Иных причин для отставки нет».
Однако перестановка в правительстве породила новую интригу. Речь идет о посте главы Московской области. Сейчас обязанности губернатора временно исполняет бывший заместитель Шойгу Руслан Цаликов. По мнению Жаворонкова, это признак высокого доверия к Шойгу: человеку, перемещаемому на другую должность, позволили оставить на своем старом посту своего соратника.
Вероятно, именно Цаликов станет официальным кандидатом на выборах главы области, которые пройдут в единый день голосования в следующем году. У него достаточно времени, чтобы собрать команду единомышленников, а главное, приучить жителей Подмосковья к мысли, что «Цаликов — наш губернатор». Но это теория. Его шефу и предшественнику удалось добиться реальной популярности. По данным Жаворонкова, его готовы были бы поддержать 70 процентов жителей области. Однако Шойгу был политиком федерального масштаба, которому удалось сочетать известность и создать себе благородный образ «главного спасателя». Удастся ли это Цаликову — неизвестно.
Скорее всего, рассуждает наш собеседник, Цаликов продолжит линию Шойгу по замене подмосковных руководителей на своих людей, согласованных с Администрацией президента:
«Недавно были вынуждены подать в отставку мэр Химок — друг Бориса Громова — и мэр Балашихи, крупного и богатого города, граничащего с Москвой. Есть информация, что готовится отставка Олега Троицкого, мэра Долгопрудного. Идет прозвон жителей этого города от имени ВЦИОМ. Вопросы формулируются так, что подводят отвечающего к мысли: мэра надо менять».
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов
Комментарии