А Б В Шрифт

Правительство Медведева работает больше полугода. Каковы его достижения?

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Жалкие полгода

Яркая черта Дмитрия Медведева как политика — это отсутствие ярких черт, основное достижение — это отсутствие достижений. Историкам будущего будет нелегко охарактеризовать эту фигуру.
Жалкие полгода 29 ноября 2012
В предпоследний день ноября премьер-министр России Дмитрий Медведев дал пространное интервью газете «Коммерсантъ». Материал анонсировался как подведение итогов первого полугодия работы медведевского кабинета, что само по себе немного странно: правительство отметило полугодовой юбилей 8 ноября, а до семимесячного юбилея, вызывающего ассоциации с недоношенными младенцами, в день публикации статьи оставалось еще больше недели. Впрочем, символы, совпадения и знаменательные даты — это из области мистики и конспирологии. Если же оценивать сказанное с позиций real politic, то перед нами типичное медведевское интервью. Много красивых слов и правильных фраз, которым, к сожалению, не хватает путинского внутреннего стержня («сказал — как отрезал!»), мало конкретики и вместе с этим неистовое желание произвести впечатление. Словом, «Твиттрий Нанотольевич», как его окрестили в Рунете, выступал в привычном репертуаре.

 

Журнал GQ составил рейтинг «20 самых невлиятельных мужчин». В список знаменитых неудачников вместе с футболистом Александром Кержаковым, который «кержаковит» мимо ворот противника, актером-трансформистом Сергеем Безруковым, гражданскими активистами Ильей Варламовым и Максимом Кацем попал и экс-президент, а ныне глава правительства России. GQ характеризует Дмитрия Анатольевича как человека, «который не смог повлиять вообще ни на что, хотя теоретически был способен на многое». «Его задумки — отмена перехода на зимнее время, общественное телевидение, Сколково, модернизация и прочее, и прочее — в 2012-м подвергаются, кажется, только критике. Между тем он не перестает выступать с интересными заявлениями: критиковал приговор Pussy Riot, предлагал сажать футбольных болельщиков за петарды и штрафовать пьяных нарушителей ПДД на 500 000 рублей. А также не исключает, что снова будет участвовать в президентских выборах. Все это проходит исключительно по категории казусов», — считают составители антирейтинга.

Следует отметить несколько интересных моментов. Так, премьер рассказал «Коммерсанту» о состоявшейся недавно встрече с Алексеем Кудриным. Чуть больше года назад его отставка произвела немало шума. Поводом для нее послужили не расхождения во взглядах, а неуважительный отзыв Кудрина о тогда еще президенте Медведеве: он заявил американским журналистам, что не станет работать в правительстве, которое возглавит Медведев. Дмитрий Анатольевич обиды не стерпел и указал строптивому министру на дверь.

Потом Кудрина видели на проспекте Сахарова 24 декабря, где он поставил своеобразный антирекорд: 100-тысячная аудитория дружно освистала его, так что опальный чиновник покинул трибуну, даже не завершив выступления. А недавно Алексей Кудрин зашел к председателю правительства на чашку чая.

«Пришел, говорит: «Ровно год назад, день в день, вы меня уволили". Посидели с ним, поговорили о делах. Он: «Ну, я буду правительство критиковать». Я отвечаю: «Правильно, Алексей Леонидович, критикуйте!» Он говорит: «Ну и работать буду над различными проектами». — «Очень хорошо!», — делился впечатлениями Медведев.

Кроме того, премьер высказал мнение по «болотному делу». Сделав традиционную оговорку, что не желает вторгаться в компетенцию суда, он заметил, что преследование демонстрантов обоснованно.

«Люди, которые придерживаются радикально-оппозиционных взглядов, должны соблюдать закон — глубокомысленно заметил он. — Ведь любой человек, который выходит на улицу, собирается протестовать, должен понимать, что, даже если ему очень не нравится нынешняя политическая система и набор политических лидеров, нельзя бить полицейских, нельзя нарушать закон, нельзя уничтожать чужое имущество. За это придется ответить. Только если мы научимся ценить правопорядок, у нас будет современная политическая система. И этому, еще раз подчеркиваю, должны научиться все: и власти предержащие, и те, кто власти оппонирует. Тогда у нас будет гармоничное, современное общество и нормальная демократия».

Примечательно, что за время долгой беседы, в ходе которой были подняты разнообразные вопросы, Дмитрий Бутрин, Михаил Михайлин и Глеб Черкасов не нашли возможности поинтересоваться у Медведева, как продвигается расследование нападения на Олега Кашина. Напомним, нынешний премьер, еще будучи президентом, обещал взять расследование этого преступления под личный контроль. Хотя с недавних пор Кашин не работает в «Коммерсанте», подобная забывчивость интервьюеров несколько обескураживает. Впрочем, это их внутренние дела.

Нас же интересует Медведев-премьер. «Особая буква» обратилась к экспертам с просьбой дать оценку работе нынешнего кабинета министров.

Экономист Сергей Алексашенко не нашел возможности охарактеризовать правительство. «Оно не стало единой командой, никак себя не проявило, — сказал он. — Может быть, в будущем у них появится желание как-то проявить себя. Здесь все в первую очередь определяется желанием, и только во вторую очередь — возможностями».

Как пример отсутствия стратегии Алексашенко упомянул пенсионную реформу: кабинет Медведева, считает он, не ищет стратегических решений, а затыкает дыры.

Более подробную, но тоже негативную оценку дал экономист Никита Кричевский. «Экономический эффект, по данным Росстата, отрицательный, потому что за эти полгода снижалось промышленное производство, увеличились тарифы ЖКХ, замедлился, практически обнулился рост реальных зарплат, упал объем инвестиций, — перечисляет он. — При этом никаких положительных тенденций по оттоку капитала также нет».

Социальный эффект, по его словам, тоже в целом негативный: это и упоминавшийся выше нулевой рост реальных зарплат, и отмечаемое обществом ухудшение ситуации в образовании, в здравоохранении, в науке.

«В организационном плане все инициативы правительства были либо поспешными, либо заранее невыполнимыми, либо наталкивались на устойчивое противодействие других ветвей власти или общества в целом, — констатирует Кричевский. — Я имею в виду абсолютно пустые разговоры о приватизации, пустые потому, что объективных предпосылок к ней нет. Сюда же относится попытка сменить менеджмент во многих госкомпаниях, непродуманная пенсионная реформа, создание неопределенности в образовании и здравоохранении. Премьер, как и в годы президентства, занимается либо самопиаром, либо раздачей бредовых посылов, таких как повышение штрафов за пересечение сплошной линии или проезд на красный свет».

Правительство, считает наш собеседник, продемонстрировало неспособность решать даже такие вопросы, которые не требуют затрат ресурсов, как, например, возвращение зимнего времени:

«Здесь ничего не надо делать — достаточно правительственного распоряжения. Это решило бы многие проблемы. Сейчас из-за перехода на летнее время у нас увеличился временной разрыв с Европой — нашим важным экономическим и политическим партнером. Конечно, проблемы здоровья людей правительству представляются пустяковыми, но и самочувствие большинства граждан улучшилось бы при переходе на зимнее время».

«Кабинет министров Медведева не только неэффективен, это полбеды, когда цены на нефть высоки. Но он вредит социально-экономическому развитию общества», — утверждает Никита Кричевский.

Эксперт ставит медведевскому кабинету твердый неуд:

«И тут можно задать риторический вопрос: а нужно ли нам такое правительство, которое не соблюдает заключенный между властью и обществом «контракт»?».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.