Коллеги попросили меня разыскать Дмитрия Медведева. Ну, того мужчину, который был, кажется, четыре года нашим президентом. Точно был! Во время недавней пресс-конференции Путина Владимир Владимирович неоднократно повторял: мол, я не знаю, я не в курсе, я тогда решений не принимал, потому что президентом не был и ни на что повлиять не мог. Значит, если он повлиять не мог, решений не принимал и был не в курсе, стало быть, был в курсе, влиял и принимал решения другой человек! Вот этот самый Дмитрий Анатольевич и был, судя по всему, тем человеком.
А когда недавно народ решили опросить на предмет, есть ли вообще хотя бы теоретическая альтернатива Путину, граждане вспомнили про Медведева! Не помню, кажется, процентов восемь или девять. Но в любом случае это было больше, чем у всякой другой альтернативы безальтернативному президенту.
Однако, даже несмотря на такие прошлые заслуги и будущие надежды, где он, этот прекрасный человек? Чем занят? А вот на этот вопрос ответить сложно. Боюсь даже, что мне придется написать один из самых коротких текстов в своей биографии.
Мы твердо знаем, что Медведев руководит правительством и «Единой Россией». Недавно в этой «Единой России» был крупный слет. Выступление Медведева транслировалось новостными каналами… 10 минут, 15… полчаса — на лентах информагентств ни единой цитаты! Вот же он, в телевизоре! Выступает! А про что говорит — не понять толком. Результатом этого заседания стало то, что несколько депутатов опоздали в Думу на судьбоносное голосование по «антимагнитскому» закону, — это и было главным резюме.
На днях госпожа Голодец написала по поводу того же закона и его «сиротской» поправки заключение, в котором усомнилась в том, что эта поправка соответствует российским и международным нормам. После долгих извивательств в правительстве признали факт наличия документа, а чуть погодя Медведев сообщил нечто феерическое: мол, я не считаю себя плохим юристом, но решил передать этот документ другим специалистам, чтобы они его для начала прочли. Это говорит председатель правительства! Почуяв, что дело пахнет керосином, он просто скинул с себя ответственность, переложив ее на каких-то клерков.
Нет, я не хочу сказать, что после сложения полномочий в Кремле Медведев совсем ушел в тень. Его фраза «…козлы они» про следователей, нагрянувших к журналисту Павлу Костомарову по утру с обыском, стала не просто хитом — она имеет шанс стать классикой. Но вот беда: сказал это Медведев тогда, когда интервью уже формально кончилось и для публики его слова не предназначались! А для прессы он заявил что-то обтекаемое, и нашим и вашим, чтобы не обидеть никого, не занять определенной, но рискованной позиции. И в этом смысле его слова за кадром, обращенные к Алексею Пивоварову,— мол, не волнуйтесь, все будет с Павлом в порядке — как-то совершенно не убеждают. Потому что нет веры в то, что Дмитрий Анатольевич хоть что-то реально решает.
Какие-то перестановки в правительстве, периодические взбучки от Верховного, какие совещания по телевизору с призывами что-то улучшить… Знаете, я думаю, что Медведева оставят в премьерах надолго. Была же идея, что Владимир Путин формально выполнит обещания по рокировке, но через некоторое время задвинет Дмитрия Анатольевича.
Но сейчас стало еще очевиднее и без того очевидное: Медведев совершенно безобидный человек. Хоть президентом, хоть премьером — он абсолютно безопасен. Язвит за кадром, огрызается намеками, но даже будучи на самом верху, остается тенью. Даже будучи премьер-министром, умудряется быть незаметным.
Материал подготовили: Антон Орех, Роман Попков, Мария Пономарева
Комментарии