Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Как оппозиции добиться успеха
ЛГ: Итак, итоги оппозиционного года, или как добиться успеха. Хорошее название для фильма.
ДБ: Давайте отталкиваться от того, о чем мы говорили в прошлой части. Конечно, партстроительство — это инвестиция в послезавтра. И для того чтобы двигаться вперед, очень важен общий процесс. Это то, на что претендует Координационный совет оппозиции, — обеспечение общего направления.
Многие его критикуют, но мне кажется, что дело совершенно не в частностях, которые происходят внутри Координационного совета. Главное, что он есть в принципе. Мы сейчас можем быть недовольны тем, что там происходит, или конкретными людьми, которые что-то не так делают. Но это значит, что через год мы выберем новых.
ЛГ: А зачем партии Координационный совет?
ДБ: Мы не в одиночку. Мы хотим взаимодействовать и с коллегами по либеральному лагерю, и с националистами, и с левыми.
ЛГ: А на выборы как пойдете?
ДБ: Ну, это разные вещи. До выборов еще долго. А пока нам нужно всем вместе оказывать давление на власть. Вообще, началось все с того, что люди, которые вышли на большие зимние митинги, оказались недовольны выборами. То есть у них был общий интерес.
ЛГ: Так я о том и говорю: потом-то интерес разойдется. У вашей партии интерес один. У тех ребят, которые тоже входят в Координационный совет, — совсем другой. Вы становитесь конкурентами.
ДБ: Ну а в чем тут проблема? Конкуренты и сейчас конкурируют друг с другом внутри Координационного совета. Ничего страшного. Политика — это и есть конкуренция.
ЛГ: Ну вот народу, как мне кажется, нужно, чтобы все было конкретно: эти — хорошие, а те — плохие.
ДБ: Тут вы сужаете. Нельзя сделать партию только хороших людей, во главе которой Координационный совет и лично Навальный. Максимум, на что можно рассчитывать, — что у нас будет единый оппозиционный кандидат в президенты. И на сегодняшний день, конечно, Навальный — самая лучшая кандидатура.
Что там будет, когда до этого дойдет, я не знаю, но хотелось бы, чтобы такая ситуация сохранялась. А кроме единого оппозиционного кандидата в президенты есть еще множество разнообразнейших форм политической жизни. И в этой политической жизни для каждого есть место и есть возможность проявить себя.
И нельзя нас сужать до партии хороших людей. Нужно, чтобы были и такие, и сякие. И то, что между ними конкуренция, — это не страшно. Наоборот, так и должно быть.
ЛГ: Тогда все разговоры о том, кто слил протест, не имеют под собой никакой почвы?
ДБ: Совершались конкретные ошибки. Есть люди, которые совершали эти ошибки. Но сейчас, я думаю, нет смысла о них говорить. Вообще, я даже книжку написал на эту тему, и не стоит пересказывать ее за две минуты.
ЛГ: Но в целом итоги оппозиционного года вы оцениваете со знаком плюс или со знаком минус?
ДБ: Конечно, со знаком плюс. Давайте вспомним, что было в ноябре 2011 года. Когда выходило полторы-две тысячи человек, все говорили: о, да это просто прорыв! Наконец-то нас столько много, и так далее. Сейчас выходит пять тысяч человек, и все говорят: ну все, провал.
Конечно, ситуация резко изменилась. Сейчас имеется очень много людей (и не только в Москве), которые поняли, что что-то от них зависит. То есть меняется ситуация в обществе, общественное настроение. Вдобавок они очень упорные. Они не желают складывать руки и отказываться от дальнейшей борьбы.
ЛГ: Хорошо, вторая часть наша тоже закончена. А в третьей части поговорим о том, чего ждать от нашей власти — стоит ли с ней взаимодействовать или нет.
Комментарии