Эксперты Венецианской комиссии считают, что поправки в законодательство о массовых мероприятиях, принятые в прошлом году, «представляют собой шаг назад для защиты свободы собраний в России». Российской стороне предлагается снизить санкции за нарушения закона о митингах, исключить ответственность организаторов мероприятия за превышение числа участников, снять запрет на ношение масок. Отмечается, что лишь убедительные причины могут оправдать лишение гражданина права на организацию массового мероприятия. Авторы документа критикуют и запрет на агитацию до того, как мероприятие будет согласовано.
Сомнение европейцев вызывает и идея создания «гайд-парков», которые в российской действительности превратятся в «резервации для городских сумасшедших». «Существование таких специально отведенных мест может быть приемлемым лишь при условии, что они представляют собой дополнительную опцию,— цитирует «Коммерсант» авторов заключения.— Это привилегия организатора — решать, какое место лучше всего подходит для того, чтобы оказать существенное влияние».
Ни для кого не секрет, что новая редакция закона о массовых мероприятий, вкупе с ужесточением статей КоАП, карающих за нарушения в ходе них, ставит крест на свободе собраний в России. Например, даже по окончании согласованного митинга, прошедшего без единого нарушения, его организаторам могут предъявить обвинение в том, что заявленная численность участников акции была превышена. И помимо того, что организаторы будут вынуждены заплатить внушительный штраф, они могут лишиться права заявлять массовые мероприятия.
О репрессивной сущности поправок сказано уже достаточно. Вот только голос с Запада в защиту гражданских свобод в нашей стране вряд ли поможет делу. Скорее это спровоцирует очередной всплеск антизападной истерии, а Госдума с подачи Кремля примет очередной закон, осложняющий и без того натянутые отношения с европейскими и американскими партнерами.
В последнее время размежевание с ЕС и США обозначилось достаточно резко. О «законе Магнитского» и «законе Димы Яковлева» наслышаны многие. Однако недавно произошли новые неблагоприятные изменения в этом направлении. Так, 28 января власти Соединенных Штатов приняли решение о выходе из рабочей группы по вопросам гражданского общества российско-американской двусторонней президентской комиссии. Означенная комиссия была создана в 2009 году Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой как символ перезагрузки в отношениях Москвы и Вашингтона.
«В связи с тем, что в прошлом году правительство РФ предприняло действия, направленные против гражданского общества, эта рабочая группа больше не является адекватным или эффективным форумом, который способствовал бы расширению и укреплению гражданского общества», — цитируют СМИ Томаса Мелиа, заместителя госсекретаря США. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков выразил по этому поводу лишь формальное «сожаление».
Со своей стороны, 30 января Россия вышла из режима соглашения с США о совместной борьбе с преступностью. Это соглашение было подписано еще в 2002 году и подразумевало совместное противодействие терроризму, наркоторговле, работорговле и коррупции.
Разумеется, российские руководители не намерены превратить страну в изолятор наподобие Северной Кореи. Но смена цивилизационных и геополитических ориентиров, поворот к «евразийству» налицо.
А у ПАСЕ и подобных ей структур нет никаких рычагов воздействия на Москву. И самые правильные декларации останутся на бумаге и электронных носителях, но вряд ли сподвигнут руководство РФ пересмотреть свое отношение к народу.
«Прямого влияния это решение ПАСЕ иметь не будет, но Ассамблея должна этим заниматься! Должна говорить странам, входящим в Совет Европы, что надо вести себя прилично», — уверен Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко».
Он также полагает, что декларация европейских экспертов сама по себе не вызовет у Кремля всплеск антизападных настроений. «Мне кажется, что истерии по этому поводу особо наблюдаться не будет, — говорит он. — Настолько позорны эти поправки, что предпочтут о них лишний раз не упоминать».
Митрохин отмечает, что Россия в свое время подписала массу конвенций, обязывающих соблюдать права человека и гражданские свободы, и Совет Европы, напоминая об этих обязательствах, выполняет свою работу.
«Наша власть ведет себя как ершистый подросток, — считает Митрохин. — На всех огрызается, на все у нас есть свой ответ, порой хамский, идиотский, наподобие «закона Димы Яковлева». Вот так мы показываем «кузькину мать» окружающему миру, и это нравится части электората».
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии